Западные страны считаются передовыми в сфере всяких-разных технологий. А мы - в роли отстающих.
Но оказывается, эта роль нам навязана. На самом деле многое из того, чем человечество привычно пользуется уже много лет, было изобретено русскими и советскими учеными.
Илон Маск, продвигая в широкие массы свой Tesla, стал, пожалуй, главным популяризатором экотранспорта в мире. Но знает ли американский магнат, что электромобиль как таковой был изобретен русскими учеными, а в СССР производство таких машин было поставлено на поток? И хотя поток этот периодически «пересыхал», первенство в сфере электрического машиностроения все равно остается за нашей страной.
Так, еще при царе русский военный инженер Павел Яблочков получил патент на электродвигатель для самоходного экипажа, а изобретатель Владимир Чиколев придумал контроллер для регулирования скорости. На основе всего этого еще один выдающийся инженер Ипполит Романов спроектировал аж четыре типа электромобилей: двухместный, четырехместный, а также электробусы на 17 и 24 места. От проектов на бумаге Романов быстро перешел к воплощению своих идей в реальность. Уже в 1899 году двухместный кэб и 17-местный омнибус своим ходом выехали из мастерских. У кэба были ведущие передние колеса, под днищем располагалась силовая установка, а энергия передавалась от двух электродвигателей. Скорость регулировалась реостатом-контроллером и достигала 38 км/час.
Электроавтобус ездил в три раза медленнее, зато заряда аккумулятора у него хватало аж на четверо суток работы, что считается прекрасным показателем даже по нынешним временам.
И кэб, и автобус произвели фурор, чиновники выдали разрешение на массовое производство. Но не выделили на это никакого финансирования. Романов попытался привлечь деньги через создание акционерного общества. Однако из этого ничего не вышло. И передовой проект заглох. Про него вспомнили уже в СССР в период индустриализации. И в 1935 году в лаборатории электрической тяги Московского энергетического института (МЭИ) на базе грузового ЗИС-5 собрали экспериментальную модель электромобиля ЛЭТ. Его грузоподъемность была 1800 кг. Неплохо! Но максимальная скорость составляла всего 24 км/ч, а заряда хватало максимум на 40 км. Поэтому ЛЭТ так и не был запущен в производство. А единственный экземпляр эксплуатировался потом лишь в качестве мусоровоза.
К работе над созданием электромобилей советские ученые вернулись после войны. В 1948 году инженеры автомобильного и автомоторного НИИ выпустили два опытных образца фургонов с электродвигателями - НАМИ-750 и НАМИ-751. Эти машины тоже оказались тихоходными - развивали скорость всего 22 км/ч, но зато могли проехать без подзарядки уже 70 км. А заряжать их можно было от обыкновенной розетки! Поэтому электромобили стали выпускать серийно на заводе во Львове. Использовались они для перевозки почты в Москве и Ленинграде. Однако более широкого распространения не получили. Все-таки характеристики были еще далеки от идеальных...
Улучшить эти характеристики решились потом только в 1970-е годы. Две научно-технические организации - ВНИИЭМ (Москва) и ВНИИЭТ (Калининград) - общими усилиями создали электромобиль ЭМО-2. Каркас его был выполнен из легкого профиля, а панели - из стеклопластика. Он мог довольно резво пробежать на одном заряде до 100 км. Но массово выпускать его не стали из-за того, что он был как бы сам по себе. И наладить производство электромобиля на базе уже имевшихся бензиновых моделей было сложно.
Это учли в 1974-м на Ульяновском автозаводе и выпустили электромобиль У-131 на базе всем знакомой «буханки». В 1976 году подтянулся ВАЗ, наладивший выпуск фургонов с электродвигателем на базе своей модели 2102, а также завод в Елгаве (Латвийская ССР), который стал штамповать электрические микроавтобусы РАФ. Последние, кстати, использовались на Олимпиаде-80 для перевозки судей по спортивной ходьбе и марафонскому бегу.
После развала СССР развалилось и производство электромобилей. Лишь АЗЛК в 1990-х изготавливал в небольшом количестве электрические «москвичи». Но потом этот завод закрылся. А возродился недавно - в 2022-м. И уже выпустил электрический «москвич-3е», которому, впрочем, нелегко будет догнать по объемам продаж своих собратьев от Tesla и других иностранных автопроизводителей. Но зато мы все-таки были первыми по электромобилям! Как тебе такое, Илон Маск?
Но каким-то образом фотокопии этих материалов попали в США. В 1962 году американский ученый Джозеф Ликлайдер опубликовал научный труд Galactic Network, практически повторивший доклад Китова и ставший основой для создания Всемирной паутины. Ликлайдер стал считаться родоначальником идеи, которую потом детально проработала огромная команда ученых. В итоге была создана ARPANET - прародитель интернета. Теперь именно американцы распоряжаются всеми глобальными сетями. Они спокойно отключают нас от банковской системы SWIFT, могут блокировать любые наши информационные каналы, а то и вовсе отключить от интернета, который, получается, изобретен нашим кибергением.
Павел Николаев.
Фото: LEGION-MEDIA, WIKIPEDIA,
социальные сети