14 октября 2017 в 14:58

Крылатые штрафбаты Сталина

Многие знают о штрафных ротах и батальонах, созданных на фронтах Великой Отечественной приказом Сталина. 

Но во время войны были еще и так называемые штрафные эскадрильи, куда направляли провинившихся летчиков. Это были отчаянные храбрецы, которых враг называл «озверевшими соколами».

На фронте о летчиках-штрафниках складывали легенды, но по-настоящему в них мало кто верил: штрафные эскадрильи казались экзотикой. В свое время автору этих строк удалось пообщаться с дважды Героем Советского Союза, занимавшим в советское время должность заместителя министра обороны, маршалом авиации в отставке Александром Ефимовым. На фронте он встретился с летчиками-штрафниками при трагикомических обстоятельствах:

«В составе нескольких звеньев штурмовиков (я тогда летал на Ил-2) мы должны были разбомбить артиллерийские позиции фашистов. Собирались было взлетать, как с очередного задания возвращаются наши соседи - смежная эскадрилья. И вот один из самолетов во время приземления неожиданно сворачивает с полосы и на полной скорости устремляется в нашу сторону. Скорее всего, колесо на шасси у него было пробито, вот его и повело. Рассуждать некогда. Я спрыгнул на снег (была зима) и ползком стал удаляться от своего штурмовика.

А через несколько метров наткнулся на своего коллегу-истребителя, который так же спешно отползал от своего. Сначала вроде посмеялись, но тут буквально в метре от нас рухнула в снег огромная винтовая лопасть. Видимо, вышедший из управления смежник столкнулся-таки с одной из наших машин. Тут уж нам стало не до смеха».

Как оказалось, летчик-истребитель, с которым они столкнулись нос к носу, и его товарищи, направленные прикрывать звенья штурмовиков (в том числе и звено лейтенанта Ефимова), - все были штрафниками. Правда, будущему маршалу сообщили об этом в штабе уже после вылета, когда Ефимов докладывал командованию о выполнении боевого задания.

ЗА СЕМЬЮ ПЕЧАТЯМИ

Новый знакомый Ефимова явно выбивался из ряда: вроде немолодой, а не офицер. Хотя лейтенант Ефимов тогда обратил внимание на то, что покрой его кителя был не совсем обычным для рядового - скорее как у старших командиров (на нем был реглан). А на погонах заметны выцветшие следы от шпал. Как потом выяснилось, до того как попасть в штрафную эскадрилью, этот пилот был полковником, потом разжалован в рядовые.

«Я много с кем разговаривал на эту тему, - вспоминал впоследствии маршал Ефимов. - В том числе и с сослуживцами, однополчанами. Рассказываю собеседнику о летчиках-штрафниках, а в ответ слышу: «Саша, хватит ерунду всякую молоть! Тебе что, делать больше нечего?! Я всю войну прошел и не слышал ни о чем подобном!»

Через много лет после войны Ефимов решил докопаться до правды, он ведь штрафников видел своими глазами. Когда стал заместителем министра, делал запросы в соответствующие органы, чтобы дали возможность заглянуть в спецархивы.

«И действительно, спустя время, мне удалось ознакомиться в Центральном архиве Минобороны с директивой «О штрафных эскадрильях» (они создавались в каждой воздушной армии). И подписали этот документ 4 августа 1942 года Сталин и Василевский».

Боевая авиация была одним из любимых родов войск Сталина. И он, видимо, не раз задумывался: а целесообразно ли нарушивших дисциплину или совершивших проступки пилотов отправлять в обычный штрафбат? Ведь на подготовку военных летчиков уходили месяцы, если не годы. А его раз - и в штрафбат рядовым. Мало того, что он перестает летать, так еще и жизнь солдата в штрафном подразделении ограничивалась, как правило, одним боем.

ШТРАФНИКИ-ПЕРЕБЕЖЧИКИ

Единственное, чего не учел товарищ Сталин, - это то, что крылатому штрафнику, обиженному на несправедливость (а часто так и было), ничего не стоит переметнуться на другую сторону. Как показывают немецкие архивы, они так и делали: 66 пилотов-штрафников, обиженных на незаслуженное, по их мнению, дисциплинарное наказание, улетели на своих самолетах к фашистам.

Поэтому товарищ Сталин в конце концов распорядился расформировать такие подразделения. А нарушивших устав или дисциплину стал отправлять в обычные штрафные роты и батальоны, лишив званий и наград. Впрочем, для летчиков, как утверждал маршал Ефимов, был еще один вид наказания: им давали 10 лет лагерей, но до окончания войны оставляли служить в своей эскадрилье. Если смыл проступок кровью, то уголовное наказание снималось. Но фактически это были те же штрафники.

Именно такая участь выпала во время войны на долю будущих военачальников, Героев Советского Союза: командира воздушной дивизии Ивана Федорова, маршала авиации Ивана Борзова, генерал-полковника Михаила Одинцова (дважды Героя) и многих других офицеров.

СБИЛИ 350 ФАШИСТОВ

Тот же Иван Федоров добровольно попросился в воздушный штрафбат. Другое дело, что не сделай он этого - еще неизвестно, как сложилась бы его судьба. Это был высококлассный пилот. Об этом говорит хотя бы тот факт, что знаменитый авиаконструктор Семен Лавочкин еще до войны доверил Ивану Федорову должность летчика-испытателя в своем КБ в Горьком.

Когда началась война, Иван Евграфович почти ежедневно подавал своему начальнику рапорт за рапортом об отправке на передовую. Все было безрезультатно, кому-то ведь надо было испытывать новые ЛаГГи. Тогда Федоров решился на авантюру: подняв свою машину в начале июля в воздух, пилот во время очередного испытательного полета вдруг направил самолет на запад.

Задумка его была простой: долететь до Калининского фронта, в составе которого воевала 3-я воздушная армия под командованием прославленного летчика Героя Советского Союза Михаила Громова, с которым его связывала довоенная дружба.

На подмосковном аэродроме в Монине Иван Федоров вынужден был предъявить «разрешение» на дозаправку - табельный ТТ. Затем полетел дальше. Вскоре он уже приземлился в расположении Калининского фронта. А вслед ему уже летела депеша о том, что Федоров дезертировал с места службы в Горьком на новейшем истребителе. За такое ведь могли и посадить.

Тем не менее Громов лично встретил беглеца у самолета и пожурил его за необдуманный шаг. А потом назначил сначала инспектором в свой штаб, а потом, когда в августе 1942-го ввели штрафные эскадрильи, Федоров сам напросился возглавить это подразделение.

Имея крутой нрав, Иван Евграфович, у которого был позывной Анархист, отлично справлялся с командованием такими же горячими парнями, как и он сам.

В общей сложности 64 пилота Федорова огнем своих истребителей отправили в крутое пике 350 фашистских асов, за что напуганные таким мастерством и напором гитлеровцы стали называть их «озверевшими соколами».

Зато когда штрафную эскадрилью расформировали и создали на ее основе 273-й истребительный авиационный полк, со всех пилотов сняли дисциплинарные взыскания или уголовные наказания и наградили орденами и медалями. А четверо бывших штрафников стали Героями Советского Союза. Сам же Федоров возглавил воздушную дивизию.

Виталий Карюков.

ТАСС/Архив

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ