Случайный снимок стал одним из главных символов героизма советского народа в Великой Отечественной войне. Но почему его героя почти 30 лет не могли опознать?
Лето 1942-го. На Южном фронте сложилась критическая ситуация. Гитлеровцы рвутся к Сталинграду, обрушивая всю свою огневую мощь на многострадальный Донбасс. Красная армия отступает с тяжелыми боями. Солдаты на разных участках фронта иногда выдерживают до десяти атак в сутки. В этих суровых условиях фотокорреспондент Макс Альперт делает снимок, которому была уготована судьба стать главной фотографией той страшной войны.
Уроженец Симферополя Макс Альперт во время Великой Отечественной уже признанный мастер советской репортажной фотографии. Снимки он делает по заказу ТАСС и Совинформбюро, работая как в тылу, так и часто выезжая в места боевых действий. В одну из таких командировок на фронт фотограф выехал в июне 1942 года, когда шли бои на подступах к Ворошиловграду (так тогда назывался Луганск). Через 20 лет на страницах автобиографии «Беспокойная профессия» Альперт вспоминал, что ему рассказали о батальоне, который должен был вступить в свой первый бой. Он вызвался поехать в подразделение.
«Разыскал командира батальона, назвал ему себя. Он оказался простым, общительным человеком, служившим до войны в конторе какого-то завода... - писал Альперт о том бое. - В те считаные секунды, когда комбат приказывал бойцам действовать, я наблюдал за ним через видоискатель «Лейки», оставаясь в блиндаже, у его входа. С той «нижней точки съемки» и сфотографировал комбата в момент его большого душевного напряжения».
Существует несколько версий появления снимка. Другую, со слов Альперта, приводил в своей статье украинский советский писатель Николай Ночовный в 1980-х годах: «Был сильный бой, ориентироваться приходилось с трудом... И вдруг недалеко от меня поднялся во весь рост офицер, а за ним и бойцы. Я успел нажать спуск своей камеры, после чего осколок вражеского снаряда разбил телеобъектив. Думал, что кадр испортился... Сразу же после того как снял, по цепи пронеслось: «Комбата убили». Вот и подумал, что это он.
Позже хотел узнать его фамилию, но меня срочно вызвали в штаб полка».
К счастью, изображение на негативе сохранилось. Однако снимок долго не публиковали в прессе. Почему? Было несколько причин. После введения в 1943 году погон в Красной армии, появилось распоряжение не печатать фотографии бойцов в старой форме с петлицами. А именно они были у комбата. Кроме того, Альперт не знал имени героя, а без него история снимка выглядела незаконченной.
В 1965 году, к 20-летию Великой Победы, снимок опубликовала «Правда». И тогда фотография обрела всенародную славу. Но главный вопрос остался: кто изображен на снимке? Министерство обороны создало специальную комиссию для поисков. Свое расследование проводила газета «Комсомольская правда». А Альперт получал мешки писем со всех уголков Советского Союза.
«Это мой брат!», «Наш земляк!», «Узнаю себя!» - писали люди в корреспонденциях.
«В годовщину победы над фашистской Германией вся наша семья собралась за столом. Вдруг звонок. Почтальон принес почту и газеты. Моя мать по привычке начала проглядывать пачку газет в поисках писем. И вдруг как закричит: «Ваня! Отец! Наш отец!» У меня екнуло сердце, перехватило дыхание. Смотрю на снимок в газете и глазам не верю: батя, батя нашелся!» - было написано в письме, пришедшем в редакцию ТАСС с Запорожья от Ивана Еременко.
К этому рассказу, скорее всего, отнеслись бы тоже скептически, если бы не приложенная к нему фотокарточка. На ней был Алексей Еременко, уроженец села Терсянка в нынешней
Но у этой версии поначалу тоже были противоречия. И основное заключалось в том, что вдова Еременко получила похоронку на мужа в январе 1942-го, за несколько месяцев до того, как была сделана фотография. Это противоречие удалось достаточно быстро устранить.
Константин Гарматин, сослуживец Еременко, рассказал, что во время выхода из окружения под Днепропетровском зимой 1942-го вместе с ними сражался и погиб курсант, бывший однофамильцем героя. В военной суматохе похоронку случайно отправили жене председателя колхоза с Запорожья. Точно так же Альперт перепутал и подумал, что сфотографировал комбата, а не политрука. Свидетельства очевидцев того боя тоже нашлись.
«Наш сильно поредевший полк отбивал уже десятую или одиннадцатую атаку. Гитлеровцы лезли напролом к Ворошиловграду, до которого оставалось около тридцати километров. К концу дня был ранен командир роты старший лейтенант Петренко. После ожесточенной бомбежки при поддержке танков и артиллерии фашисты пошли в очередную атаку. И тогда, поднявшись во весь рост, со словами: «За мной! За Родину! Вперед!» - Еременко увлек за собой роту навстречу цепям гитлеровцев. Атака была отбита, но политрук погиб», - вспоминал боец санитарного взвода Александр Макаров.
Алексей Еременко похоронен в братской могиле у села Хорошее под Луганском. Ему установлен барельеф на Аллее Воинской Славы.
Исследования фотографии продолжались в течение двух лет. Анализом снимка занимались в Научно-исследовательском институте судебных экспертиз Министерства юстиции СССР. В результате в 1967 году было доказано, что младший политрук Еременко и комбат на снимке - одно лицо. После того как экспертиза завершилась, Альперт написал письмо Ивану Еременко, начинавшееся со слов: «Уважаемый Иван Алексеевич, рад сообщить Вам, что после консультаций с моими товарищами и специалистами мы пришли к выводу, что «Комбат» - Ваш отец».
Однако, несмотря на признание самого фотографа, претенденты на роль «Комбата» продолжали появляться. В 2005 году в среднюю школу №5 города Слободского в Кировской области пришло письмо из Мариуполя от ветерана войны Александра Кульченко. В нем сообщалось, что на знаменитом снимке запечатлен земляк школьников-кировчан Павел Петров, служивший политруком и в батальон к которому также приезжал Альперт для создания репортажа. В письме рассказывалось, что фото сделано в боях под Сталинградом при схожих с донецкими обстоятельствах.
«Бойцы со всех сторон окружили высоту, однако ночью немцы сумели отбросить наших солдат. Комбат был тяжело ранен, и его отправили в госпиталь. Большинство ротных офицеров были ранены или погибли. Ситуация становилась критической. Но приказ взять высоту надо было выполнять... Вот тогда я поднялся с пистолетом в руке и повел за собой батальон. Мельком увидел бегущего военного с фотоаппаратом, но тогда подумал, что это наш ротный фотограф...»
Продолжали узнавать в герое фотоснимка своих родственников и однополчан другие люди. Вряд ли это говорит о том, что они хотели получить славы. За подвигом «Комбата» стоят сотни тысяч безымянных бойцов, которые поднимали в атаку на врага солдат в критический момент боя. Поэтому снимок и стал воплощением массового героизма советского народа в борьбе за свободу своей Родины.
Данила Ноздряков
Фото: WIKIPEDIA