вчера в 08:44

Другая школа

Во времена Советского Союза отечественное образование, в том числе и школьное, считалось лучшим в мире.

А потом пришли либерал-реформаторы. И в том отлаженном механизме что-то сломалось.

Этим летом в обществе остро прозвучали вопросы о домашних заданиях. В дискуссию включился даже спикер Госдумы Вячеслав Володин. Он рассказал, что ему поступают многочисленные жалобы от родителей российских школьников на чрезмерно высокую нагрузку в школах. Дескать, сегодня школьники в среднем проводят за учебой по 8-10 часов в день. Родители жалуются на постоянное усложнение школьной программы, на сложность домашних заданий, а также на подготовку к контрольным и единому государственному экзамену. Володин добавил, что каждый третий российский школьник учится по субботам.

Пересмотреть нагрузку в школах не раз предлагала первый замглавы Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова. По ее словам, сегодня школьная программа ориентирована исключительно на академические достижения. При этом физическое и эмоциональное благополучие детей уходит на второй план. Это приводит к тому, что школьники испытывают проблемы со здоровьем, хроническую усталость и стресс. Однако сильно критикуемое в последнее время Министерство просвещения решилось пойти навстречу общественности. На расширенном совместном заседании комитетов Госдумы министр просвещения Сергей Кравцов сообщил, что с 1 сентября в российских школах ограничат объем домашних заданий и новые нормы по их объему установлены законодательно.

По словам министра, приказ №704 вступает в силу уже в этом году, он устанавливает календарно-урочное планирование, количество контрольных и проверочных работ, домашних заданий. «Приказ согласован с Роспотребнадзором, учитывает все требования, чтобы исключить чрезмерную нагрузку на учеников. Очень важно, чтобы регионы им руководствовались в организации учебного процесса», - подчеркнул С. Кравцов.

Хотелось бы надеяться. Поскольку учебный процесс крепко связан с финансированием, вовсе не исключена самодеятельность чиновников, на местах часто возникает желание что-нибудь дополнительное впихнуть в учебный процесс. Тут необходимо тщательно контролировать, чтобы обязательные учебные часы, нагрузка на школьников не разрастались как на дрожжах.

Характерный пример: внеурочные «Разговоры о важном» были введены в школах в 2022 году. По официальной версии, они направлены на «укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей» и «воспитание патриотизма». Особой популярностью предмет не пользуется, многие школьники, придя домой, не могут вспомнить, о чем говорили на «Разговорах». И вот новая инициатива Минпросвещения: объявлено, что «Разговоры о важном» с сентября начнутся в детских садах (!) 22 регионов. В пилотном проекте поучаствуют около сотни заведений для детей до семи лет. Предполагается, что с ними будут обсуждать важность семьи и дружбы, формировать у них навыки общения и сотрудничества, развивать нравственность, доброту, честность, справедливость и милосердие. «Именно в дошкольном возрасте закладывается прочный фундамент личности ребенка, его ценностные ориентиры и отношение к миру», - утверждает глава Минпросвещения. Но общественность встретила затею без энтузиазма.

Эксперты считают, что столь маленький возраст детей не позволит качественно оценить результаты эксперимента: детсадовцев сложно тестировать на освоенный материал, при этом в детских садах и так довольно много патриотических мероприятий и занятий. Кроме того, дети такого возраста еще крайне сложно воспринимают комплексные идеи и утверждения.

Кстати, любопытный штрих к портрету Минпросвещения. Министерство не раз разъясняло, что внеурочная деятельность является обязательной частью основной образовательной программы. В связи с этим Кравцова попросили ответить, является ли ведение «Разговоров о важном» составной частью учебной нагрузки учителя? Ответ заместителя директора департамента кадровой политики: школа может принять локальный нормативный акт об обязательном включении их в план внеурочной деятельности. Но те же часы могут быть отнесены и к ненормируемой части рабочего времени учителя, когда учителя могут обязать вести эти «Разговоры» бесплатно. В смысле захотят - оплатят, не захотят - считай, что субботник.

«Так Министерство просвещения невольно подталкивает учителей к необходимости объединения в профсоюзы и коллективной борьбы за свои трудовые права», - говорит член Совета Межрегионального проф­союза «Учитель» Всеволод Луховицкий.

При столь сложных взаимоотношениях в ведомстве не нужно удивляться неадекватности очередных «просветительских» инициатив. В интернете, например, активно развернулось обсуждение идеи удалить из программы по литературе «Войну и мир» и «Тихий Дон». Автор учебника по литературе предложила исключить из школьной программы «объемные» произведения отечественных классиков. Кандидат филологических наук Ирина Мурзак аргументирует свою инициативу тем, что школьники и так ничего не читают. То есть освоение русской литературы в школе будет начинаться с «Колобка» и «Курочки Рябы». Там хотя бы страниц немного...

Григорий Алексеев.

Фото: AdobeStock

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ