В Электротеатре Станиславский прошла премьера спектакля «Тартюф» режиссера Филиппа Григорьяна.
Как отметили театральные критики, режиссер решил осовременить как главного героя, «приблизив» его к образу Григория Распутина, а главу семьи Оргона - к образу последнего русского царя Николая второго. Получилась такая комедия Мольера в зеркале русской истории.
Аллегория насколько смелая, настолько и спорная и не с первых минут угадываемая. Однако, довольно быстро. Между тем, первое действие идет почти два с половиной часа. И уже нет в спектакле той легкости и непосредственности, которую придавал ей Мольер, а многозначительность кажется надуманной. У спектакля, по сути, нет жанра: это и не комедия, потому что над происходящим как-то грешно смеяться, с учетом нового прочтения и контекста, но и трагедию в нем видеть не позволяет некая карикатурность происходящего.
В финальной сцене режиссер Филипп Григорьян, перестает следовать исторической канве развития событий, но зато полностью воспроизводит мольеровский текст. Правда в результате, спектакль становится сплошной эклектикой, и как считают опытные театроведы, концы с концами у режиссера просто не сходятся. Впрочем, он и сам это понимает, вкладывая в уста невесть откуда появившейся дамы в синем, с благой вестью от государя, слова: «Хрень какая-то получается».
Через весь спектакль красной нитью проходит мысль о том, что герой Мольера Тартюф бессмертен, и если в Европе несколько веков назад его двуличие и ханжество все -же были посрамлены, то в перед февральской революцией в России почти сто лет назад именно такие герои оказались востребованы и в конце - концов победили.
Андрей Князев,
Фото Олимпии Орловой.