Московский театр «Школа драматического искусства» представил премьеру – «Строитель Сольнес», по пьесе Генрика Ибсена.
Искренность, с которой драматург обнажает душу в этом произведении, позволила режиссёру придать постановке исповедальный характер.
Отметим сразу, что постановка предлагает новый, смелый и нетривиальный взгляд на творчество классика.
«Строитель Сольнес» одна из самых загадочных пьес Генрика Ибсена. Исследователи творчества Ибсена подчеркивают, что этот текст очень личный. Безжалостный взгляд на самого себя. Вслед за драматургом создатели спектакля решились обнажить собственные болевые точки. В процессе репетиций режиссер Евгений Закиров записал свои разговоры с артистами, расшифровал и соединил с тестом пьесы. Артисты то входят в образ, то выходят из него. Режиссер намеренно стирает границы, зрителю не всегда понятно – то ли актер говорит от себя, то ли он роль играет. Своё взаимодействие актёр Игорь Яцко и режиссёр Евгений Закиров называют сражением.
«Метод работы оказался очень неожиданным для меня, непривычным. На репетициях с моей стороны было очень много провокаций в отношении режиссёра. Он испытывал меня, я испытывал его. И было не всегда понятно, что это такое, что происходит – это репетиция или это уже нервы сдали», – рассказывает заслуженный артист России Игорь Яцко.
Одной из особенностей постановки стала её оригинальная структура, которая охватывает несколько временных периодов. За два часа зрители совершают захватывающее путешествие через десятилетия: действие начинается в 80-х годах XX века, затем переносится в нулевые, возвращается в 1892 год — время, когда была написана пьеса, — и завершается в 2025 году. Это позволяет не только переосмыслить сюжет, но и провести параллели между разными эпохами, показывая, как темы, поднятые Ибсеном, остаются актуальными и сегодня.
Классический текст Ибсена благодаря нестандартной интерпретации звучит свежо и актуально, потому что режиссёр спектакля не побоялся экспериментировать. Насмотренные зрители отмечают, что спектакль захватывает с первых минут и держит в напряжении. Эмоциональная глубина, динамичное развитие сюжета и неожиданные режиссёрские решения делают представление по-настоящему уникальным. Каждый элемент, будь то танец, музыка или личный монолог, органично вписывается в общую концепцию, создавая атмосферу, полную драматизма и искренности.
Мартынова Галина: Посетить спектакль по пьесе Генрика Ибсена давно было моей мечтой, ведь ставят его в России редко, и каждая постановка как событие, а ведь именно этот драматург стал зачинателем «новой драмы», где главным становится подтекст, символизм и остается много не высказанного, что ведет напрямую к пьесам Чехова, которому тоже найдется место в спектакле, ведь молодой режиссер Евгений Закиров не стал скупиться на оригинальные режиссерские находки и свободу самовыражения: кроме монолога Треплева, чаек, Пушкина, кинопроекций будут эротические танцы, рок вставки, Виктор Цой, Кукла колдуна и личные истории из жизни Строителя Сольнеса, точнее актера Игоря Яцко, который вовсю разрушает «четвертую стену». Спектакль теряет региональные границы и становится неким гимном Художнику с большой буквы, который один имеет право на равный диалог с Богом, Художник, который кладет свою жизнь на алтарь искусства и, сгорая на нем, дает возможность другим обычным людям приобщиться к красоте и вечности. Этот спектакль - попытка найти новый театральный язык, способный говорить со зрителем на актуальные темы.
Спектакль неординарный, зрителю приходится вникать в некоторые сложные моменты. И это важно.
Андрей Дмитриев.