…В последние годы стало модно, ставя Дон Жуана, представлять заглавного героя эдаким пожившим и разочарованным в жизни человеком.
Ничего его уже не радует, за женщинами охотится либо по привычке, либо для поддержания репутации. Аура трагедии витает над сценой с первых же минут, хотя это не соответствует замыслу Мольера. Жан-Батист считал свою пьесу комедией, сам ее ставил как комедию и рассчитывал, что и будущие поколения будут придерживаться его концепции.
И вот, режиссер Илья Макаров поставил в театре «На Трубной», веселый, озорной, яркий и музыкальный спектакль.
Сухраб Хайлобеков просто рожден для роли Дон Жуан. Его герой получает удовольствие от жизни и так естественно заигрывает с женщинами независимо от того на сцене они или в зале, что веришь. Ему даже особо и не надо напрягаться, чтобы соблазнить очередную фемину.
Иван Мамонов - Сганарель. Смотришь на его существование на сцене и понимаешь, что перед нами Мастер. Сколько полутонов и оттенков в его мимике, пластике и интонациях.
Вадим Колганов органичен в роли Дона Луиса. И роль не большая - всего дважды появляется на сцене, но до чего же многогранный образ получился. Да и все актеры, участвовавшие в спектакле, играют замечательно!
И еще один важный персонаж - Командор. Он конкретен, громаден и страшен - сверкает глазами, жмет руку - все как положено. В этом заслуга художника-сценографа Анны Глебовой. Добротные декорации, яркие костюмы (художник по костюмам Дарья Горшкова), проекции на заднике и кулисах, все было хорошо и уместно. При этом, как полагают некоторые критики, финальное впечатление от спектакля все же ...половинчатое. Космические бездны, которые Мольер приоткрывает в пьесе, основательно замаскированы комическими ужимками.
Спектакль можно назвать забавным и обаятельным. Хотя он не похож на постановку большого стиля. Но возможность почти три часа поразмышлять о целомудрии и бесстыдстве, и о границах свободы, а также пределах наслаждения зрителям предоставлена!
А вот мнения некоторых зрителей.
Никита Павлов, культуролог: Благодаря талантливой актерской игре, озорному и динамичному сюжету, ярким костюмам, интересной сценографии и острому юмору постановка получилась многогранной. В первую очередь, радуют образы главных героев Дона Жуана и его слуги Сганареля. На сцене воплотился очень органичный актерский дуэт. Через взаимодействие и диалоги противоречивых героев раскрывается основной сюжет и смысл произведения.
Молодой и красивый Сухраб Хайлобеков вписывается в мое представление о самом известном герое-любовнике и авантюристе, свободным от всяких моральных и нравственных ограничений. Его темпераментный Дон-Жуан с легкостью пленит женские сердца своей красотой и невероятным обаянием, шармом и сладкими речами. Дерзкий молодой повеса, бесстрашный циник и дьявольский соблазнитель, он не способен испытывать по-настоящему сильные чувства! От того и порхает как мотылек, от одного цветка к другому.
Неподражаемый Иван Мамонов воплотил на сцене шикарный образ Сганареля (живой, эмоциональный и остроумный). Его присутствие, с одной стороны, добавляет немало комических моментов, легкости и иронии. А с другой - позволяет раскрыть бездушную философию Дон Жуана.
Безусловно, украшением спектакля являются женские персонажи: красавица донна Эльвира (Валерия Ланская), невероятно экспрессивная Шарлотта (Мирослава Михайлова) и обаятельная Матюрина (Елизавета Карякина).
Отдельное внимание хочется уделить созданию мистической атмосферы ближе к финалу благодаря загадочному Командору. С появлением этой громадной фигуры с горящими глазами нарастает чувство тревоги и чувствуется приближение неизбежной расплаты за аморальные поступки героя.
Денис Харрисов, актер, певец: Спектакль соткан из многообразия театральных приемов и способов воздействия на зрителей. Музыкальное сопровождение каждого эпизода безупречна, как и сценография. Свет и медиафрагменты - как одежда от кутюр на модели.
Энергия главного героя абсолютно считывается зрителем как энергия ремесленника, человека, который оттачивает свое мастерство изо дня в день. Это ни с чем не спутать. Таких людей чуют за версту. Актер, исполняющий главную роль, занимается боевыми искусствами и учился у монахов. Как бы он не играл, этот шлейф никуда не денется. Может с годами актерского мастерства, конечно, это трансформируется во что-то, но пока это надо использовать, а не избегать.
Но ведь это не общепринятый образ Дон Жуана... Тут либо это режиссерская задумка, чтобы влюбить зрителя в главного героя и сделать из антипода абсолютного героя, либо провокация, на которую зрители ведутся. Но все - же на дворе конец 2025 года! Время быстрого контента и быстрых свиданий. Скорость речи диктора выросла в 10 раз за 20 лет, длительность песни из 6-8 минут сократилась до полутора - двух минут. Ведь не театр и музыка диктуют время, а время диктует повестку постановок и формы музыки. Неужели молодой зритель готов к длинным сценам и почти трехчасовому спектаклю?
В общем, спектакль окончился, а вопросы остались. Может быть это и хорошо...
Андрей Князев.
Фото Д. Ярмошевича.