На самом деле этот вопрос отнюдь не риторический.
И связан он прежде всего с проблемой защиты ягодных культур от вредителей. Точнее - с препаратами, обеспечивающими эту самую защиту.
Более подробно о проблемах ягодной отрасли мы попросили рассказать директора Ягодного союза Ирину Козий.
- Речь идет о чрезмерно высоких, на наш взгляд, суммах, которые поставщики средств защиты для ягодных культур вынуждены платить за регистрацию столь необходимых отрасли препаратов, - говорит Козий. - Но сколько мы ни говорим об этом, оптимальное решение пока не найдено.
- Поясните, пожалуйста, что собой представляют эти средства защиты?
- Современные препараты подбираются таким образом, чтобы уничтожать или предотвращать размножение конкретных типов насекомых-вредителей, не нанося при этом ущерба полезным представителям флоры и фауны. Чем современнее препарат, тем у него более узкий спектр действия и короче срок распада активных веществ. Если же пользоваться устаревшими препаратами, включенными в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, то обрабатывать ими ягоды разрешается не позже чем за три недели до сбора урожая. А ведь за эти 20 дней на плантации могут запросто появиться и новые вредители, и новые болезни. Поэтому производители бросаются в крайности: либо обрабатывают растения всем и от всего сразу, либо оставляют все как есть. Оба этих метода малоэффективны, а первый, кроме всего прочего, еще и опасный, ибо может навредить самой культуре. Таким образом, до потребителя (и это в лучшем случае) доходит только половина урожая.
Для сравнения: у большинства европейских хозяйств, имеющих доступ к современным средствам защиты растений, безопасный срок ожидания между обработкой и сбором урожая составляет всего 2-3 дня.
- Ирина, а как работает механизм регистрации, ставший, судя по всему, камнем преткновения?
- Он и простой, и сложный одновременно. А главное - дорогущий безмерно. Перед выводом нового препарата на рынок компания-поставщик средств защиты растений обязана оплачивать проведение серии испытаний в российских научных учреждениях, входящих в перечень Минсельхоза. Затем проводится экспертиза этих испытаний, по результатам которой препарат включается в государственный каталог, становясь таким образом официально разрешенным для применения. На данный момент стоимость подобных испытаний в России колеблется от 4 до 9 млн руб. на каждую культуру. То есть если вы регистрируете одно и то же средство на томаты, землянику и малину (у этих культур общие вредители и болезни), то испытания необходимо проводить для каждой культуры отдельно и всякий раз за эти испытания платить.
- Но вам-то, производителям ягод, какой резон залезать в чужой огород и отстаивать интересы разработчиков средств защиты?
- Резон самый прямой, ибо стоимость закупаемых у них препаратов формируется в зависимости от потраченных средств на их испытания и регистрацию. Сначала с них сдирают три шкуры, потом эти же шкуры они сдирают с нас. Поэтому производитель ягод 100 раз подумает, прежде чем выложит деньги. Арифметика тут проста. Когда речь идет о распространенных,
Комментарии, как говорят в таких случаях, излишни. А вывод из сказанного не самый приятный: если государство ситуацию не изменит, производство ягод в нашей стране не вырастет никогда, а их себестоимость будет в два раза выше, чем в аналогичных хозяйствах из стран-конкурентов.
- Кстати, о конкурентах. В той же Греции почему-то есть все, включая клубнику, и никаких тебе проблем. Более того, маленькая страна готова завалить ягодой даже огромную Россию.
- Ответ на поверхности. В Греции и в целом в Европе, во-первых, на порядок дешевле регистрация средств борьбы с вредителями и, стало быть, более доступны уже испытанные препараты, широк их выбор. Это позволяет ягодоводам использовать самые современные аналоги, гарантирующие высокие урожаи, которые с лихвой покрывают затраты на борьбу с вредителями. Во-вторых, в странах ЕС этот процесс четко организован и действует в соответствии со вступившими в силу с 1 января 2014 г. принципами комплексной защиты растений. Мы же в буквальном смысле вынуждены выбивать себе место под солнцем.
- От чего (или от кого) зависит стоимость исследований для регистрации препаратов?
- Такие исследования - на экологичность, эффективность, безопасность и т. д. - проводит целый ряд институтов-организаций, входящих в специальный список и, по сути, являющихся монополистами. Естественно, им нет смысла снижать стоимость своих испытаний.
- И куда смотрят контрольно-надзорные органы? Такой вопрос логично вытекает из всего сказанного вами.
- А они на эту проблему никогда и не обращали внимания. Есть более серьезные, как принято считать, вопросы, связанные с производством мяса, молока или зерна. Ягоды же считаются минорной культурой. Надеемся, с приставкой «пока».
- Ирина, а как вы расцениваете решение правительства, вменившего в обязанность Минсельхозу контролировать сбор и реализацию диких ягод?
- Пока окончательно разрабатываются формулировки того, что можно считать сбором дикоросов для личных нужд, а что - в коммерческих целях. Скорее всего, то, что будет отнесено к понятию «коммерческий сбор», станет облагаться налогом и сопровождаться какими-то ограничениями. Но пока, насколько я осведомлена, эти планы находятся на стадии разработки.
По идее, нововведения не заденут людей, которые идут в лес собирать ягоды или грибы в лукошко, но коснутся компаний, которые вывозят сборщиков в лес, чтобы за день собрать сколько-то тонн продукции. Ничего удивительного в происходящем не вижу: дикоросы в нашей стране - это вполне промышленный бизнес и довольно популярный экспортный продукт.
Василий Бидин
Фото: ADOBESTOCK