Московская область выбрана правительством России для пилотного проекта по переходу на электронную оплату жилищно-коммунальных услуг. Кто это придумал и зачем?
Чиновники объясняют переход на исключительно цифровые платежки бумажными трудностями. Еще два года назад Ассоциация АКОН - объединение более 1000 УК и ТСЖ, управляющих многоквартирными жилыми домами, - предложила Минстрою постепенно отказываться от бумажного документооборота. В апреле 2024-го в Государственную думу поступил проект поправок в Жилищный кодекс. Его авторы, депутаты Законодательного собрания Краснодарского края, предложили законодательно закрепить электронный способ выставления платежек.
Подмосковье и здесь лидер. Еще в 2018 г. услуги ЖКХ можно было оплатить на сайте или в мобильном приложении Московского областного единого информационно-расчетного центра (МосОблЕИРЦ), а это примерно 2,4 млн лицевых счетов. Оплата услуг через сайт и мобильное приложение доступна также для клиентов Мособлгаза. Инструкция о том, как стать клиентом систем, есть на сайте регионального министерства ЖКХ.
Постановление Правительства Российской Федерации №126 об эксперименте вступило в силу 12 февраля. Жители Подмосковья могут добровольно отказаться от дублирования платежных квитанций за ЖКУ на бумаге. В этом случае цифровые платежки будут приходить им в личный кабинет на региональном портале госуслуг - uslugi.mosreg.ru. Те, кто не хочет менять привычный формат, продолжат получать документы на бумаге. Выбрать удобный для себя вариант можно на региональном портале госуслуг.
У плательщика сохранится право на получение копии бумажного документа в любой момент по запросу в офисе оператора. Для ежемесячного получения документа на бумаге будет нужно лично посетить офис оператора или направить уведомление, автоматически сформированное через портал госуслуг. Форма уведомления утверждена постановлением.
По словам вице-премьера, руководителя аппарата Правительства РФ Дмитрия Григоренко, главная цель пилотного проекта - сделать процесс получения платежных документов максимально удобным и доступным для граждан. Внедрение электронных квитанций упростит взаимодействие граждан с коммунальными службами и повысит эффективность работы самих служб. Также переход на электронные квитанции важен для экологии: сокращение потребления бумаги — это вклад в сохранение окружающей среды и снижение углеродного следа. Ход эксперимента будет тщательно анализироваться, а в случае успеха проект масштабируют на всю Россию, и это большой шаг в цифровизации коммунальной сферы и повышении качества жизни.
- Внедрение альтернативного способа направления платежек в электронном виде позволит снизить финансовую нагрузку на бюджеты субъектов и увеличит процент доставки таких документов. В свою очередь, это повысит объем поступающих платежей, - считает первый зампредседателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев.
Сомневающихся в оправданности пилотного проекта и его успешности тоже немало. Руководитель некоммерческого партнерства «Управдом» Евгения Юнисова разделяет мнение, что электронные платежки удобны для тех, кто давно пользуется цифровыми услугами. Но инициатива несет и риски, поскольку в случае возникновения споров о размере начислений или о взыскании задолженности суды требуют бумажные документы.
- Мы уже сталкивались с такой ситуацией, когда при введении электронной формы платежного документа возникают трудности с получением бумажного экземпляра. Даже в московских МФЦ сложно получить единый платежный документ за долгий период. Говорят: «Посмотрите в своем личном кабинете».
Но вот примет ли суд распечатку из личного кабинета - большой вопрос. По этой причине Юнисова рекомендует тем, кто перейдет на электронные квитанции, не отказываться от бумажных платежек.
Еще одна проблема: 16% россиян не имеют доступа к интернету. Кроме того, в семьях, где формально есть подключение к Сети, многие пожилые люди не умеют полноценно пользоваться интернетом, а ведь часто именно они - плательщики, так как жилье находится в их собственности.
Руководитель компании «Правовая помощь ЖКХ» Александр Сметанин среди плюсов перехода на электронную оплату назвал удобство и оперативность получения платежных документов, контроль за состоянием текущих платежей и возможность обратной связи с оператором по приему платежей в личном кабинете.
- Минусы — это невозможность участия в эксперименте граждан, не имеющих компьютеров и смартфонов, возможные сбои и ошибки в информационной системе оператора по приему платежей и, наконец, недоверие к цифровым системам части населения, опасающейся кражи персональных данных и несанкционированного доступа к финансовым операциям, - отметил Сметанин.
Точки над «i» расставим 1 октября, когда запланировано окончание эксперимента в Подмосковье. И, надо думать, будет принято решение о том, будет ли установлен такой порядок по всей стране
Геннадий Попов
Фото: LEGION-MEDIA