вчера в 20:16

Диабетический астропрогноз на 2026 г.

Впрочем, президент Российской диабетической ассоциации Михаил Богомолов, который и разработал эту методику, считает, что использование термина «астрология» некорректно. 

Речь идет о хронобиологии, или, что более привычно для русского уха, хренобиологии. Это та область науки, которая исследует периодические феномены, возникающие у живых организмов во времени, и их адаптацию к солнечным и лунным ритмам.

В самом деле, это ведь очевидно — дозы не только инсулина, но и любых лекарственных препаратов необходимо корректировать в зависимости от времени восхода солнца, длительности светового дня, фазы лунного цикла и иных хронобиологических факторов. До недавнего времени этой проблемой занимались только узкоспециализированные, скажем так, военные медицинские учреждения.

Но вот, наконец, лед тронулся. Усилиями доктора Богомолова пациенты врачей ассоциации очень успешно используют практику применения корректирующих коэффициентов для дозировок инсулина по Хорхе Каналесу. И все наши читатели, которые, как мы договорились, стали членами клуба «Школа здоровья психофизической саморегуляции им. Эрнесто Рома», существующего при Российской диабетической ассоциации, имеют возможность получить отнюдь не астрологический, а самый что ни на есть научный прогноз, который поможет им при лечении диабета.

Хроноэндокринологический прогноз уровней компенсации гликемии, то есть сахаров в крови, с 21 декабря 2025 до 21 июня 2026 г.

Используя фразу «сахар крови», мы имеем в виду гликемию. При наличии «размаха сахаров» — наличия в течение одних суток значений гликемии ниже 4,0 ммоль/л и выше 13,9 ммоль/л — НЕОБХОДИМО срочно убирать этот «размах».

Доза инсулина длинного действия, делаемого на ночь, будет проявлять себя все менее эффективно с конца декабря по конец июня. С ростом продолжительности светового дня, чем больше времени проходит от восхода солнца до момента просыпания, тем больше вероятность подъема уровня сахара в крови на этом промежутке. С декабря по июнь острота проблемы высокого утреннего сахара постепенно будет повышаться.

Проблемы высокого утреннего сахара предлагаем решать постепенным сдвигом времени инъекции инсулина длительного действия на максимально позднее время с 19.00 на 23.00 с возможностью увеличения дозы при условии отсутствия гипогликемий и снижение уровня сахара в крови до 4 ммоль/л и ниже в предрассветные часы. Появление гипогликемий в 3–4 часа ночи заставит снизить дозу длинного на ночь. Если кому–то приходилось делать дополнительные дозы инсулина в предрассветные часы, то эта необходимость от декабря к июню постепенно будет увеличиваться. Когда рассвет будет постепенно приходиться на время за 4–6 часов до завтрака, то уже в марте–апреле придется делать небольшие дозы длинного инсулина за 90–120 минут до восхода солнца с медленным приростом этой дозы вплоть до 21–25 июня, растет часть дозировки инсулина короткого действия перед завтраком.

Доза утреннего инсулина длительного действия при ее наличии в назначениях будет постепенно увеличиваться на 0,1–11% ежесуточно с удлинением длительности светового дня. Но если вы замечаете, что на безуглеводном завтраке гликемия вырастает от рассветных часов до выхода солнца в зенит выше на 1–2 ммоль/л верхнего целевого предела, то требуется увеличить утренний длинный инсулин на минимально возможный шаг дозы (понятие, введенное Х. Каналесом) на 0,5–0,3 единицы. Максимальное количество инсулина на 1 ХЕ необходимо будет вводить от восхода солнца до точки его выхода в зенит. Соответственно рекомендуем сдвинуть потребление большей части углеводов на время, когда солнце идет от зенита к заходу, то есть ПОСЛЕ полудня, что позволить снизить дозировки инсулина. То есть поздней весной и летом, ранней осенью рекомендуем завтракать творогом, салатами, рыбой с 1–2 ХЕ на завтрак, а на ужин можно позволить себе уже 5–7 ХЕ РДА. В обед будут достаточны 2–4 ХЕ РДА.

Доза инсулина короткого действия на хлебную единицу в значительной степени будет зависеть от близости времени обеда к временной точке зенита солнца. Рекомендуем обедать с углеводами после прохождения солнцем зенита.

В дни убывающей луны в 2026 г. потребность в инсулине короткого действия на хлебную единицу будет убывать утром на завтрак на 1,5% в день с 3 по 18 января; со 2 по 17 февраля; с 3 по 19 марта; со 2 по 17 апреля; с 1 по 16 и мая, с 31 мая по 15 июня, с 30 июня по 14 июля 2026 . В эти же даты потребность в инсулине короткого действия на 1 ХЕ будет увеличивается на 1,5% в сутки со времени ухода солнца из зенита (условно считаем с 16:00) до полуночи — на ужин. Утреннее убывание Кхе и вечернее прибывание составит около 20% за 2 лунных четверти.

В дни растущей луны 2026 г. потребность в инсулине короткого действия на хлебную единицу будет прирастать утром от восхода солнца до выхода его в зенит на завтрак на 1,5% в день с 18 января до 2 февраля, с 17 февраля по по 3 марта, с 19 марта по 2 апреля, с 17 апреля по 1 мая, с 16 по 31 мая, с 15 по 30 июня, с 14 по 29 июля, с 12 по 28 августа, с 11 по 26 сентября, с 10 по 26 октября, с 9 по 24 ноября, с 9 по 24 декабря 2026. В эти же даты потребность в инсулине короткого действия на 1 ХЕ будет уменьшаться на 1,5% в сутки с выхода солнца в зенит (условно с 16:00) и до полуночи, то есть на ужин. Утреннее прибывание Кхе и вечернее убывание составит около 20% за
2 лунных четверти.

За сутки–двое до полнолуния растут риски вечерних и ночных гипогликемий, гипертонических кризов, инсультов, инфарктов и прочих неприятностей. Полнолуния в 2026 году будут 3 января, 2 февраля, 3 марта, 2 апреля, 1 мая, 31 мая, 30 июня, 29 июля, 28 августа, 26 сентября, 26 октября, 24 ноября, 24 декабря. Накануне полнолуний и в дни полнолуний не пейте алкоголь, не перегружайтесь, храните спокойствие, не нарушайте диету, берегите себя. НЕ ЗАБЫВАЙТЕ о высоком риске гипогликемий в ночи полнолуния и в 2–3 предшествующих ночи!

Хорхе Каналес,

перевод с испанского.

Фото: FREEPIC

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ