Почти год назад с поста худрука МХАТа была отстранена легендарная Татьяна Доронина. И вот теперь едва ли не все видные актеры требуют вернуть ей театр, о чем они сообщили в открытом письме к президенту.
Судя по тому, что на недавнем вручении госнаград Татьяна Васильевна ходила под ручку с Владимиром Владимировичем, все возможно...
Тогда, год назад, 85-летняя Доронина чисто формально не была уволена, ее перевели на солидную вроде бы должность президента театра. «Декоративного президента», как язвят нынешние защитники Татьяны Васильевны. Но декорация должна украшать, а вот Доронина, как говорят, за минувший год в театре ни разу не появилась.
Больна? Вроде бы логично. Однако на недавнем вручении госнаград легендарная актриса выглядела вполне здоровой. Так, может, действительно правы те, кто говорит, что от должности, которую Доронина занимала 30 лет, ее заставили отказаться? Причем практически в прямом смысле этого слова.
Открытое письмо с требованием вернуть Татьяне Дорониной МХАТ, конечно, удивило. Почему вдруг сейчас?
Ведь народная артистка, во-первых, увы, не молодеет. И команда, сменившая ее, вроде бы рьяно взялась за дело. Во-вторых, под письмом подписалось просто какое-то невиданное количество знаменитых актеров. Волей-неволей напрашивается вопрос: а сами они знают об этом? Ведь и такие случаи бывали. Может, за всеми этими подписями стоит некий закулисный и пока неведомый игрок, который преследует свои цели? Например, заполучить огромнейшее здание в центре Москвы...
Так что же говорится в письме? То, что «увольнение Дорониной произведено без каких-либо весомых оснований», что это «пренебрежение, проявленное по отношению к великой русской актрисе», что «вместо хорошо образованного и мудрого мастера управлять сложным организмом одного из первых русских театров назначен проектный менеджер Э.В. Бояков».
Решение Минкультуры авторы письма называют «грубой ошибкой», которую «надо исправить как можно скорей». Потому что «великая русская актриса, несмотря на нанесенный ей удар, выстояла и готова защищать свое детище от уничтожения».
- Какие у нее взаимоотношения внутри театра, я не знаю. Мне сказали, что ее уволили, а человека в таком положении я поддержала бы любого, - рассказала нам Зинаида Кириенко. - Она известная актриса и заслужила уважение. И ведь устраивала же всех до определенного момента. Что же вдруг случилось? Кому и почему она помешала?
* Доронина попросила президента вмешаться в ситуацию, которая сложилась во МХАТе
Я подписала это письмо из-за моральных и нравственных убеждений, ведь настоящие творцы, а это и Татьяна Васильевна, до последнего вздоха служат искусству. То, что с ней сделали, это все равно что выбросить, вышвырнуть человека из жизни! Должны же быть другие способы решения этой проблемы, гуманные!
- Это просто непростительно так обращаться с человеком! - вторит коллеге Лариса Лужина. - Татьяна Васильевна так много сделала для страны, для советского кинематографа, для народа! Она держала театр в руках долгие годы. К ней с большим удовольствием шли работать артисты, шел своей зритель. Так что я к сложившейся ситуации могу относиться только резко отрицательно!
Ольга Остроумова также поддержала Доронину:
- Мне сказали, ей играть не дают. И я подписала письмо. Если может, пусть играет!
Но артистам, особенно возрастным и сердобольным, особенно тем, кто не владеет в полной мере информацией, очень легко подать ситуацию в нужном свете. Другое дело - режиссер Андрей Житинкин, который работал со всеми звездами сцены, был худруком и хорошо знает не только театральную, но и закулисную жизнь.
- Ситуация непростая, - говорит Андрей Альбертович. - У нас ведь осталось не так много народных артистов СССР, а культовых актеров, которые были символами эпохи, просто по пальцам пересчитать. Поэтому, я думаю, актеры бросились ее защищать, поскольку обида была нанесена, конечно, страшная. И сам метод очень странный. Доронину ведь почти сутки держали в театре, пока она не поставила свою подпись под документом о том, что согласна стать президентом.
- Но со стороны все выглядит чинно-благородно. Президент - почетная должность. А Доронину еще сделали председателем худсовета театра.
- Эта практика уже отработана. И Министерство культуры правильно делает, потому что должна быть ротация, должно быть движение. Ирина Антонова, например, стала президентом Пушкинского музея. И она везде: дает пресс-конференции, открывает выставки, всегда имеет возможность что-то сказать. То есть действительно остается знаковой фигурой для музея. Есть еще один красивый пример - президентом Театра им. Ермоловой стал народный артист Советского Союза Владимир Андреев. И у него остался свой огромный кабинет, и он так много занят в репертуаре, что просто диву даешься!
- А в данном случае?
- В данном случае ошибка была в том, что Дорониной обязательно нужно было дать какого-нибудь выдающегося экономиста. Не просто хорошего, а именно выдающегося! Потому что, я вам могу сказать, этот огромнейший театр, от которого в свое время отказался Олег Ефремов, как здание очень непростой.
Во-первых, он был совершенно безалаберно построен. По моему мнению, просто неправильно с точки зрения психологического театра - такой огромный зал, почти как Театр армии. И в этом варианте Татьяна Васильевна смогла сохранить труппу, привлечь своего зрителя...
А ведь сейчас сборы упали! Понимаете? Все-то думали, что вот теперь народ повалит, а получилось все наоборот. И налицо подтасовка!
Я сам лично читал интервью, когда этот триумвират, который пришел (Эдуард Бояков, Сергей Пускепалис и Захар Прилепин. - Ред.), как-то странно говорил: мол, мы созваниваемся с Дорониной каждый день... Как так можно говорить?! Потом они сказали: Доронина очень хочет играть и репетировать. И я читал интервью Андрея Кончаловского, который выпускал там спектакль, и он сказал: я жду Доронину с цветами, потому что она моя любимая артистка... Конечно, это политика. Никогда она не была его любимой артисткой. Она у него не снималась никогда.
- Как же, по-вашему, надо было поступить?
- Министерство культуры решило эту ситуацию в чем-то формально. А сделать нужно было по-другому. Надо было быть в контакте с ней, предложить ей найти творческую единицу, худрука, дать сильнейшего экономиста. И она бы понимала, что они вместе обсуждают и творческую политику, и репертуар. Потому что, например, для Дорониной Прилепин - это бред собачий! А Бояков?! Знаете, Татьяну Васильевну так всю жизнь ненавидела «Золотая маска» и это был такой антагонизм! А он ведь и создал эту «Маску»!.. В общем, надо было ситуацию решать путем переговоров, а не шантажа.
- А может быть, сейчас кто-то дурит вашего брата? Может, есть некая сила, которая затеяла всю эту историю, чтобы свалить нынешних руководителей театра и забрать здание себе?
- Такая тема была, но, по-моему, она уже растворилась. Я знаю, что амбиции на здание были у Никиты Сергеевича Михалкова, потому что ему нужен Дворец фестивалей. Вот как раз для кинофестивалей это очень удачное здание. И его амбиции я могу понять. Но у Михалкова уже сменились приоритеты, потому что подкрались болезни, потому что он стал уже худруком Театра киноактера и там уже затеял реконструкцию.
То есть главный претендент на это здание потерял к нему интерес. Так что я думаю, что письмо абсолютно эмоционально и там нет подводного течения. Кроме желания, во-первых, чтобы извинились перед Дорониной. Ведь так нельзя. Они, конечно, убавили ей несколько лет жизни. А во-вторых, в театре ведь что самое страшное? Самое страшное - все развалить, разворошить, потому что потом собрать будет намного труднее.
Я вам открою секрет: актеры там, которые тащили репертуар, теперь уходят из театра, например в Малый... Кстати, если говорить о задачах худрука, то у Ефремова был потрясающий афоризм, который потом подхватил и Табаков. Он говорил так: «Я коллекционирую труппу». Понимаете? То же делал и Захаров! А сейчас во МХАТе этого не происходит. Туда просто никто не пойдет...
Ксения Позднякова.
Фото: Kremlin.ru,
агентство «Москва».