Это интересно
4773 | 0

Сто жертв одной лошадиной силы

Сто жертв одной лошадиной силы
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Летней ночью 1952 года неподалеку от подмосковной станции Дровнино произошла катастрофа, которая по количеству жертв долгое время оставалась крупнейшей за всю историю существования железнодорожного транспорта в России.

В результате схода военного эшелона с рельсов тогда погибло более 100 человек, около 250 ранено, разбиты десятки вагонов и на полдня перекрыто движение поездов по магистрали Минск - Москва. Трагедию постарались засекретить. Даже сейчас многие материалы, относящиеся к тем событиям, закрыты для свободного доступа. Однако автору этих строк удалось отыскать свидетелей, ознакомиться с некоторыми документами. Выяснилось, что непосредственной виновницей катастрофы стала... лошадь.

МАЛЬЧИШКИ ОТПРАВЛЯЛИСЬ НА СЛУЖБУ

Из воспоминаний начальника Западной железной дороги Константина Филиппова (в ту ночь был одним из руководителей спасательных работ): «...Поезд подходил к ст. Дровнино... И вдруг на входной стрелке паровоз сбросило с рельсов. За ним, как спичечные коробки, стали падать и громоздиться друг на друга вагоны-теплушки... Причиной крушения была крупная лошадь, вышедшая на пути. При наезде на нее поезда кости попали в стрелку, что привело к сходу...»

Эшелон №751 следовал из Сибири на запад. Большая часть находившихся в нем людей - молодые парни с Алтая, из Омской области, недавно призванные на службу в армию. Кроме того, в вагонах ехали несколько сопровождающих офицеров и сержантов, а также группа студентов Казанского авиационного института, которые направлялись в летний лагерь на военные сборы.

ПЕРЕГОРЕВШАЯ ЛАМПА

Машинист паровоза А. Коспарович в показаниях следствию сообщил, что, когда ночью поезд подъезжал к станции Уваровка, на локомотиве перегорела лампа прожектора. Однако, чтобы не выбиться из графика, он решил продолжить движение практически в полной темноте, ведь предстоящий участок маршрута был хорошо знаком... Вот она, роль перегоревшей лампы в прожекторе паровоза: Коспарович заметил помеху лишь за несколько десятков метров до нее!

Огромное количество жертв катастрофы было обусловлено формированием этого воинского поезда. В голове шли два больших четырехосных вагона (в них находились военные, сопровождавшие призывников), затем следовали 27 двухосных теплушек с призывниками и студентами. В хвосте состава находилось положенное по тогдашним правилам воинских перевозок прикрытие, в данном случае 28 груженых платформ и вагонов.

Паровоз, наехавший на лошадь, выбросило в сторону встречного пути, за ним ушли с рельсов два первых вагона. Вся эта техника в итоге пострадала несильно. Зато идущие следом легкие теплушки стали опрокидываться и сминаться, не выдержав возникших нагрузок. Более того, как выяснила экспертиза, их металлические рамы сыграли роль страшного орудия: при ударе одного такого вагона о другой рама заднего из них, проломив деревянные стенки передней теплушки, глубоко входила в нее, убивая и калеча всех находящихся внутри. Ситуацию лишь усугубило грузовое прикрытие. Замыкавшие состав и потому оставшиеся на рельсах вагоны с углем, двигаясь по инерции, сыграли роль пресса: они напирали сзади и плющили теплушки с людьми.

В момент крушения погибло 99 человек, ранено 254 человека. Раненых разместили в больницах Вязьмы, Можайска, Гжатска (ныне Гагарин), Уваровки. Судя по рукописной пометке на сохранившейся справке, к 9 августа скончалось от травм еще 13 несчастных.

Среди погибших подавляющее большинство - юноши-призывники. Кроме них несколько студентов авиаинститута, а также два сержанта и начальник эшелона полковник Владимир Тамошевич.

ГРОБЫ СКОЛАЧИВАЛИ ВСЮ НОЧЬ

Сейчас о той железнодорожной катастрофе ничего не напоминает. Еще в 1990-е гг. путевое развитие станции Дровнино упразднили, оставив лишь два главных пути.

Старожилы соседних селений помнят летние события 1952-го.

- Я тогда была совсем еще девчонкой, - рассказала пожилая жительница деревни Калужское. - Когда случилась авария поезда, взрослые побежали к переезду, прихватив с собой йод, зеленку, простыни - рвать на бинты. Мы, дети, - за ними. Там, где вагоны валялись, ужас что было: растерзанные люди валяются, кровищей все залито... Женщины, как могли, стали перевязки делать, а мы, ребятня, воду в ведрах таскали: многие из этих, с перевернувшегося поезда, пить просили...

- На следующий день после крушения к женщинам в нашей деревне пришли из правления колхоза и поручили шить солдатские рубахи, кальсоны из специально привезенных рулонов полотна, - припомнила Елена Александровна из деревни Сычики. - В это нижнее белье одевали погибших. Их прямо там, на лугу у места катастрофы, кое-как обмывали, обряжали, клали в гробы, которые деревенским мужикам по всей округе было велено сколачивать. Другие мужики копали могилы на ближайшем кладбище в Дровнино... Родственников погибших добралось на похороны мало. Трупы военных отправили хоронить на родину, а здесь погребены ребята-призывники из далекой Сибири и студенты.

ЛОШАДЬ НА РЕЛЬСАХ

Елена Александровна помогла разобраться с главной загадкой этого ЧП: почему в ту ночь на путях оказалась беспризорная лошадь?

- Незадолго до того прошло реформирование колхозов: все мелкие слили в один с центральной усадьбой в поселке Цветковский. Там и общую конюшню устроили, перевели в нее лошадей из окрестных селений. А пасли их на луговине неподалеку от железной дороги. Это место и раньше для выпаса использовалось: в ночное приводили туда лошадей из всех соседних деревень... В ту злополучную ночь следить за колхозным табуном назначили пожилую женщину. Но она совсем хворая была, ходила с трудом! Вот и не смогла остановить вовремя одного из коней. Старый битюг, до того как попасть в Цветковский, всю жизнь обитал в деревне Калужское по другую сторону железной дороги. Животное, оказавшись без должного присмотра, решило по укоренившейся привычке возвратиться в Калужское и хорошо знакомой тропинкой вышло на пути как раз перед поездом...

НАКАЗАНИЕ

Результаты работы государственной комиссии, расследовавшей причины катастрофы, обсуждались на заседании Совмина в присутствии самого Сталина. Было предложено отдать под суд многих из числа железнодорожников и колхозников. Однако, по свидетельству К. Филиппова, «отец народов» проявил, на сей раз, неожиданную мягкость: «Сталин, вероятно, поняв всю трагическую нелепость случая, посчитал нужным внести предложение сократить количество лиц, ответственных за крушение».

2 сентября 1952 года вышло секретное постановление СМ СССР «О крушении поезда №751 на станции Дровнино». Согласно этому документу, были привлечены к судебной ответственности начальник Можайской дистанции пути Варызгин, дорожный мастер Зеленов («за неприятие ими должных мер к охране железнодорожного пути»), а также председатель колхоза Ковальков («за неприятие мер по надзору за колхозным скотом, пасущимся вблизи железнодорожного полотна»). Им дали от 2 до 7 лет тюрьмы. Колхозница Артемова, упустившая лошадь с пастбища, не получила даже выговора. Видимо, непригодность к работе этой пожилой женщины была столь очевидна, что могла послужить лишь дополнительным аргументом к осуждению колхозного начальства, поручившего ей пасти стадо. Избежала наказания и паровозная бригада, поскольку в акте экспертизы указано, что «машинист поезда №751 управлял тормозами правильно».

 ПАМЯТЬ

На дровнинском кладбище сохраняется отгороженный участок, там нет пояснительных табличек и надписей. Внутри ряды одинаковых надгробий. Как рассказали местные жители, на протяжении многих лет это братское захоронение жертв катастрофы оставалось в запустении. Родственники погибших приезжали сюда нечасто, постепенно надгробия стали разрушаться, надписи стерлись...

- Мы написали письмо на имя президента ОАО РЖД, - сообщили мне в администрации сельского поселения Дровнино. - И в результате получили средства на благоустройство мемориала. Были заказаны и новые надгробия, которые установили в 2012 году.

В братском захоронении 102 могилы. Из них 16 - безымянные. Еще на нескольких надгробиях указаны только имя или фамилия: «Михаил», «Андрей Сергеевич», «Красовский»...

- Часть захороненных остаются на данный момент неизвестными, - подтвердили в селе Дровнино. - Администрация нашего сельского поселения предпринимала попытки узнать имена всех, кто покоится здесь, но они не увенчались успехом.

Можно ли восстановить имена? По крайней мере, на одной могиле можно. Об этом мне написала из Чувашии Тамара Михеева, сестра погибшего в катастрофе студента Николая Конторщикова: «Мои родители были на кладбище в апреле 1953 г. и привезли фото могилы брата. Там видно надгробие с его фамилией... В июне 2014 г. я побывала на кладбище в Дровнино, но не нашла могилы Николая и пятерых его однокурсников. Там, где они погребены, стоят безымянные надгробия... Я побывала в сельсовете, смотрела составленные в 2012 году списки похороненных жертв аварии, но там нет фамилий студентов...»

16 безымянных могил... Судьба-злодейка отпустила этим парням лишь 19 лет жизни. Детство у них отняла война, юность пришлась на самые скудные послевоенные годы, молодость оборвалась в своем расцвете летней ночью на железнодорожном перегоне... А потом люди, которых государство призвало на военную службу, сгинули безвестно в мирное время в самом центре страны.

 Прокофий Скрижалин

На снимке вверху: Место трагедии
Фото А. Добровольского

 

 

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.