Как бы странно это ни звучало, но некогда замысловатый иностранный термин «трейд-ин» (trade-in), в просторечии обозначающий обмен подержанного товара на аналогичный новый, становится для Поднебесной еще одной национальной моделью экономического развития. Обсудим эту тему подробнее.

НОВЫЙ РЫЧАГ СТАБИЛЬНОСТИ
Начнем с того, что на днях действующую в КНР государственную программу по схеме трейд-ин (кто не знает, это слово переводится с английского как «обменная сделка») высоко оценил Государственный комитет по развитию и реформам (ГКРР). По словам представительницы этого ведомства, которые приводит информационное агентство «Синьхуа», на фоне все более сложной и непредсказуемой геополитической обстановки, бросающей вызовы стабильному росту мировой экономики, все более заметную роль в стабилизации инвестиций, стимулировании потребления, содействии экономическим преобразованиям и повышении уровня жизни людей играет программа замены старых потребительских товаров на новые.
Дабы не быть голословной, эти кажущиеся общими слова чиновница ГКРР Ли Чао подкрепила такой цифрой: объем продаж товаров в рамках данной программы в текущем году превысил
1,4 трлн юаней (около 195,48 млрд долларов США). Впечатляет, не правда ли?
Тогда самое время проанализировать программу трейд-ин, что называется, изнутри и понять в итоге ту самую китайскую специфику обменной сделки, которая как форма стимулирования продаж заявила о себе еще в конце XIX века во время автомобильного бума в США, а пионером трейд-ин, по некоторым данным, стала компания Studebaker.
НЕ ТОЛЬКО АВТОМОБИЛИ
Государственная программа трейд-ин в Китае работает следующим образом. Правительство КНР распределяет субсидии в виде долгосрочных облигаций между регионами. Далее местные власти заключают договоры с производителями и продавцами, через которых граждане могут обменять старые товары на новые со скидкой - именно ее компенсирует продавцу государство из субсидий.
Например, для покупки нового электромобиля по трейд-ин власти выдают «скидку» 2700 долларов, автомобиля с бензиновым двигателем - около 2000 долларов, электронных устройств - до 800 долларов, то есть около 15% от стоимости товара.
Также по программе трейд-ин можно обменять дома. Граждане могут «разменять» один объект жилой или коммерческой недвижимости на несколько и наоборот в 130 городах Китая, включая Пекин, Шанхай и Шэньчжэнь. С одним непременным условием: стоимость старого объекта не должна превышать 60% от стоимости нового, а оставшиеся 40% нужно выплатить наличными или в иной форме.
Система финансирования включает три уровня:
1. 300 миллиардов юаней из центрального бюджета.
2. Софинансирование регионов в пропорции 9:1.
3. Дополнительные местные субсидии по усмотрению властей.
РОСТ ПОТРЕБЛЕНИЯ – РОСТ ЭКОНОМИКИ
Как сообщила чиновница ГКРР Ли Чао, в текущем году власти Китая выделили на выпуск сверхдолгосрочных специальных гособлигаций для поддержки программы торговли потребительскими товарами по схеме трейд-ин 300 млрд юаней, причем первые два транша средств на общую сумму 162 млрд юаней были выпущены в январе и апреле, а третья партия финансирования ожидается в июле.
И результаты не замедлили сказаться. В текущем году объем потребительских продаж по схеме трейд-ин (автомобили, бытовая техника, мебель, устройства связи и другие товары) стремительно растет и к июню превысил 1,4 трлн юаней (около 195,48 млрд долларов). С начала года, сообщает Синьхуа, по данной программе в КНР куплено 4,12 млн транспортных средств, 77,62 млн единиц бытовой техники и 56,63 млн цифровых продуктов.
Как пишет PRC.today (новостной портал о Китае. - Ред.): «Китай демонстрирует системный подход к стимулированию потребления - вместо разовых мер выстроена многоуровневая система финансирования. Особенно интересно сочетание федеральных стандартов с гибкостью местных властей».
Собственно об этом же, но несколько иными словами говорят и в Госкомитете по развитию и реформам: «У Китая есть уверенность и возможности для развития экономики в устойчивом и здоровом ключе».
Под одной из таких возможностей подразумевается программа трейд-ин. Можно даже допустить, что она сыграла свою определенную (и, скорее, немалую) роль в том числе и в том, что в первом квартале 2025 года ВВП Китая вырос на 5,4% в годовом исчислении, ускорившись по сравнению с 5%-ми темпами роста, зафиксированными за весь 2024 год.
Виктор Прокопчук
Фото: Синьхуа