Резкий рост продаж в нашей стране автомобилей из Поднебесной принес в Россию и новую проблему - дефицит запчастей для китайских машин.
Сейчас рынок запчастей на «китайцев» в России заполнен, по некоторым данным, от 50 до 60%. Хотя отдельные автомобильные эксперты оценивают ситуацию еще критичнее. Например, председатель наблюдательного совета Ассоциации «Межрегионавтотранс» Сергей Храпач называет и вовсе мизерную цифру заполненности автосервисов запчастями для китайских авто - всего на 20%.
По словам главы Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгения Уфимцева, в новых справочниках по ОСАГО, которые сейчас составляет союз, приходится 1,5-2 млн записей по видам запчастей на «традиционные» марки и лишь 30 тысяч - на китайские. Причем, уточняет эксперт, если покинувшие Россию европейские, японские и южнокорейские производители наполняли рынок не только оригинальными запчастями, но и заменяющими их аналогами, то для китайских машиностроителей это пока нереализуемая задача.
Специалисты называют целый ряд других «побочных» причин, которые вызывают дефицит запчастей для машин из Поднебесной. Назовем самые-самые.
Отсутствие у китайских автопроизводителей налаженной системы электронных каталогов, которая успешно применялась странами, компании которых ушли из России. Дело нередко доходит до анекдотических случаев: чтобы получить заветную деталь, ее приходится фотографировать или отправлять «собственной персоной» в Поднебесную. Это, как ни парадоксально звучит, бывает выгоднее и быстрее, чем указывать название детали и надеяться, что в процессе перевода на китайский язык запчасть не превратится во что-то совершенно иное.
Очень быстрое обновление модельного ряда (китайцы модернизируют свои машины быстрее всех в мире). Это автоматически делает невыгодным для дилеров держать в заначке запчасти, которые, возможно, ни разу не будут востребованы.
Китайцы поставляют комплектующие, необходимые, например, для проведения очередных ТО, и совсем «забывают» о таких мелочах, как фары или подфарники, которые особенно страдают в результате даже мелких ДТП.
Неважная логистика. Представительства многих китайских марок в России не держат собственные склады запчастей-расходников для восстановления после ДТП, это лишние расходы, а отрасль сейчас к ним очень чувствительна. Поэтому по некоторым маркам почти все позиции приходится заказывать из Китая, а насколько это долгоиграющий процесс, мы уже упоминали. Недавно российские соцсети обошли жалобы владельцев новеньких «китайцев», которые после аварий по 4-5 месяцев не могут отремонтировать автомобиль из-за отсутствия запчастей.
По общему мнению экспертов, понадобится китайским производителям для решения возникшей проблемы около двух лет. При этом представители российского авторынка не склонны ее драматизировать.
Как считает глава РОАД Алексей Подщеколдин, ситуация с запасными деталями «придет к равновесию 2022 года». «Это болезнь роста», - уверяет другой известный автоэксперт Игорь Моржаретто и прогнозирует, что китайские компании изменят ситуацию на рынке запчастей так же быстро, как меняют конструкцию автомобилей.
Валентин Хлебников
Фото: UNSPLASH.COM