Это интересно
2048 | 0

Все пропало! Тайна коллекции Фаберже и других исчезнувших ценностей

Не все уникальные и особо значимые для человечества вещи обрели свое законное место в музеях. Часть из них бесследно пропала. Что-то украли, что-то спрятали, чтобы спасти во время тревожных событий. А в итоге множество шедевров и артефактов прошлого считаются утраченными. Куда они могли деться? И есть ли шанс их найти?

Все пропало! Тайна коллекции Фаберже и других исчезнувших ценностей
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

БИБЛИОТЕКА ИВАНА ГРОЗНОГО

Надо отметить, что легендарное собрание книжных редкостей и древних свитков начал собирать совсем не Иван Грозный. Он просто был последним владельцем библиотеки, которую сам именовал Либереей (от лат. liber – книга). И которую так хорошо спрятал, что найти ее не могут до сих пор.

Ценный архив собирали на протяжении веков византийские императоры. Последний из них – Константин XI – погиб во время осады Константинополя турками. Но библиотеку вывезли его ближайшие родственники. И в конце концов рукописные сокровища оказались в руках племянницы Константина Софьи Палеолог. Она вышла замуж за русского царя Ивана III. И книги привезла в качестве приданного. А потом они перешли по наследству к ее внуку Ивану IV Грозному. Царственный внук бумажные богатства бабули не только трепетно хранил, но и преумножал. Во-первых, рассылал по миру своих гонцов, которые привозили ему бестселлеры того времени. Во-вторых, иностранные правители, зная, что русский царь – страстный книголюб, – преподносили ему в дар старинные рукописи и исторические документы.

Кстати, раз уж практически все книги Либереи были не на русском, то для перевода приглашали толмачей. Среди них был знаменитый Максим Грек, впоследствии канонизированный православной Церковью, и протестантский пастор Иоганн Ваттерман. Последнему помимо переводов с латинского было поручено составить также полный перечень книг. И тот был в шоке от того, как их много. Согласно его записям, два огромных подземелья были забиты под завязку… Стоп! А почему же книги хранили под землей, в подвалах? А потому, что еще при жизни Софьи Палеолог в Москве случился грандиозный пожар, выгорел почти весь город. Сохранился только Кремль, где располагалась библиотека. Софья распорядилась перенести книги в подвал церкви Рождества Пресвятой Богородицы. На всякий пожарный. И правильно сделала! Потому что вскоре сгорел и Кремль. Кроме подвальных помещений. Неудивительно, что с тех пор библиотеку так и хранили в церковном подземелье. Впрочем, Иван Грозный в 70-х годах XVI века оттуда ее извлек и перепрятал. Потому что тогда воевал с татарами, а они слишком близко подошли к Москве. Книжные сокровища Иван Васильевич, судя по всему, из столицы вывез. Но куда?! На этот вопрос нет ответа до сих пор. Дело в том, что после смерти Грозного долгое время всем было не до библиотеки. На престол взошел слабовольный, а некоторые летописцы пишут, что и слабоумный сын Грозного Федор, бояре боролись за влияние на него. Победил Борис Годунов. И сразу же озадачился вопросом: а где Либерея? Но обнаружил, что никого, кто мог знать о местонахождении книг, в живых уже нет. На этом поиски и остановились. Возобновились они при Петре I. Ну и далее при всех царях и царицах, а потом и при советской власти загадку с библиотекой Ивана Грозного периодически пытались разгадать. Возникло около 60 версий того, где она может быть. По одной из версий, Иван Васильевич только инсценировал вывоз книг из Москвы, а на самом деле так и оставил их где-то на территории Кремля. Поэтому там все, что можно, перекопали, уделив особое внимание Арсенальной башне, под которой оказалось множество неизученных коридоров и подземных пустот. Нашли, например, тайный проход в Арсенал. А библиотеку – нет.

Еще один вариант местонахождения книг – усадьба Коломенское. Там тоже проводились многочисленные изыскания. Безуспешно. Раскопки велись также в любимой загородной резиденции Ивана Грозного – Александровской слободе. А потом переключились на Вологду, где царь одно время проживал. Появилась информация, что якобы внутри вологодской Соборной горки, находящейся неподалеку от Софийского собора, существует разветвленная система естественных пещер, которые в древности были отделены друг от друга железными дверями. Археологи там работали долгое время, но не нашли ни пещер с дверями, ни книг.

Есть исследователи-пессимисты, которые говорят, что библиотека давно сгорела в одном из московских пожаров, которых было предостаточно и при Иване Грозном, и после него. А есть оптимисты, уверенные в том, что богатейшее собрание накопленной веками мудрости просто спрятано в самом неожиданном месте – в таком, что ни за что не догадаешься! – и просто ждет своего часа…

ЯНТАРНАЯ КОМНАТА

Удивительно, но эта пропавшая ценность поначалу считалась бракованным объектом. В 1699 году главный архитектор прусского двора Андреас Шлютер во время перестройки королевского дворца в Берлине решил в качестве отделочного материала использовать янтарь. И успел обшить этим камнем практически целый кабинет. Оставалось изготовить и прикрепить лишь еще некоторые детали… Однако Фридрих I, которому в этом кабинете предстояло подписывать указы, дизайнерскую идею Шлютера не оценил. Он разгневался и уволил архитектора. А янтарный кабинет был разобран по частям и отправлен на склад. В 1716 году от него удачно избавились: преподнесли в дар русскому императору Петру I, который очень любил все оригинальное. И кабинет в разобранном виде переехал на склад в Санкт-Петербург. Где и пылился до тех пор, пока о нем не вспомнила дочь Петра, императрица Елизавета. Она распорядилась украсить янтарными панелями одну из комнат Зимнего дворца, где проводились официальные приемы. Но при очередном ремонте «сослала» это великолепие в Царское Село, в Большой Екатерининский дворец. Там на нее пристальное внимание обратила уже другая императрица – Екатерина II. Она внесла в облик Янтарной комнаты кое-какие правки. И интерьер, наконец, предстал во всем своем солнечном блеске.

Правда, такой капризный материал, как янтарь, требовал особого ухода, все детали из него приходилось часто реставрировать. Что и делали регулярно вплоть до 1941‑го. На этот год была назначена очередная реставрация. И вдруг – война, стремительное наступление немцев на Ленинград. Янтарную комнату не успевали разобрать и просто законсервировали, оклеив ватой и бумагой. Демонтировали красотищу уже фашистские захватчики и переправили в Кенигсберг, в один из местных дворцов. А в 1945-м, отступая из Кенигсберга, забрали с собой. На этом этапе следы шедевра и потерялись.

Удивительно, но масштабными поисками янтарной комнаты после войны занялось вовсе не советское правительство, а писатель Юлиан Семенов. Он организовал международный комитет по поиску раритета, в который вошли многие известные персоны, например Жорж Сименон и Джеймс Олдридж. Три мастера пера особенно тщательно прорабатывали версию о том, что Янтарная комната была выведена морем в Южную Америку. Юлиан Семенов даже встречался с уцелевшими ветеранами вермахта, но в итоге так и не получил никакой достоверной информации.

По другой версии, янтарную комнату погрузили в корабль «Вильгельм Густлофф», в который вскоре после отплытия попала торпеда и он затонул. В послевоенные годы аквалангисты осматривали обломки судна на дне моря, но не нашли никаких намеков на исчезнувшее сокровище.

Вообще, как и в случае с библиотекой Ивана Грозного, и специалисты, и исследователи-энтузиасты выдвинули уже несколько десятков гипотез по поводу местонахождения комнаты. Ее искали в самых разных частях Германии, прежде всего там, где есть горы с труднодоступными пещерами, искали в нашем Калининграде, в подземельях Кенигсбергского замка (а вдруг не вывезли?)... Было даже предположение, что Янтарная комната и не пропадала вовсе. Якобы советские представители, обнаружив ее, передали раритет американцам в счет поставок по ленд-лизу, договорившись с новыми владельцами о том, что она будет считаться утерянной. Говорили также, что шедевр был уничтожен полностью во время налета британской авиации на Кенигсберг… Во всяком случае, надежды на то, что шедевр будет когда-нибудь обнаружен, оставалось так мало, что в СССР в 1981 году начались работы по воссозданию Янтарной комнаты. Реконструкция (по сохранившимся фотографиям) продолжалась более двух десятилетий. Любопытно, что в 1997-м в Германии была обнаружена часть интерьера комнаты – мозаика «Обоняние и осязание». Она была конфискована у немецкого нотариуса, которому передал ее на временное хранение некий немецкий офицер. Нотариус попытался мозаику продать, но его судили. А раритет в итоге вернулся в Царское село. Полученный из Германии фрагмент, конечно, включили в восстановленную Янтарную комнату. На которую с 2003 года могут полюбоваться все желающие. И этот случай с мозаикой говорит о том, что оригинальный набор панелей и декора из янтаря фашисты в свое время могли просто растащить по частям, а не прятать где-то в одном месте целым комплектом. Возможно, в этом и кроется разгадка бесследного исчезновения шедевра. Он разошелся по свету фрагментами и кусочками, найти и собрать которые воедино уже невозможно.

ИКОНА КАЗАНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Эта святыня считается чудотворной. Само ее обретение, согласно легенде, было чудом. После пожара, который почти полностью выжег Казань в июле 1579 года, 10-летней Матроне во сне явилась сама Богородица. Она сообщила, что на пепелище дома, в котором девочка жила с родителями, надо отыскать икону. А лежит она под остовом печи… Надо сказать, что Матроне долго пришлось уговаривать папу и маму разобрать печь, которую они вообще-то планировали восстановить, как и сгоревший дом. Но в конце концов к просьбам девочки прислушались, печь снесли и действительно откопали под нею завернутый в тряпку образ Божией матери. Кто его написал и кто спрятал под землей – неизвестно. Однако образ с тех пор был особо почитаем. Именно перед этой иконой молились Дмитрий Пожарский во время сражения с поляками и Петр Великий перед битвой со шведами, а также солдаты, уходившие на бой с французами в 1812 году.

Еще при Иване Грозном на месте обретения иконы выстроили Богородицкий монастырь, а саму святыню одели в ризу из чистого золота.

В 1767 году Екатерина II при посещении монастыря украсила оклад иконы своей бриллиантовой короной. И вот зря! Золотая риза и бриллиантовая корона как раз и привлекли воришку, который в июне 1904 года вынес из храма священную реликвию. Негодяя, впрочем, быстро поймали. История даже сохранила для нас его имя – Варфоломей Чайкин, крестьянин. На допросе он рассказал, что драгоценный оклад продал, а саму икону бросил в печь. Но позже появилась информация, что Чайкин передал святыню старообрядцам. А те ее надежно спрятали. Когда эта новость попала в газеты, то заключенные сразу в нескольких тюрьмах признались, что знают, где находится божественный образ. Но в итоге найти икону так и не удалось. Официальное следствие было прекращено в 1915 году. Ну а неофициальное длится до сих пор. Чудотворный лик Казанской Божией Матери еще есть надежда отыскать. Как и ее золотую ризу, и оклад с короной.

ЯЙЦА ФАБЕРЖЕ

В российской царской семье на Пасху было принято дарить друг другу яйца. Но не простые, а драгоценные. С конца XIX века их заказывали у Карла Фаберже. И к 1917 году у Романовых собралась коллекция из 54 яиц. Которые после революции были конфискованы вместе с другими ценностями.

В 1920-1930-х годах 32 яйца были проданы советским правительством за границу. Всего по 500 рублей за штуку! Хотя средняя стоимость одного изделия по ценам XIX-XX веков составляла 3-8 тысяч рублей. Десять яиц осталось в музеях Кремля, четыре неведомым образом попали в частные коллекции. То есть судьбу 46 яиц можно проследить. А вот где еще восемь – никто не знает. Историки считают, что их, конечно, кто-то украл. Но официального расследования по этому поводу никогда не проводилось.

Среди исчезнувших яиц — малахитовые «Херувим и колесница» и «Несессер», «Розово-лиловое яйцо с тремя миниатюрами» из золота и бриллиантовое «Портреты Александра III». Кстати, в 2011‑м некий американский коллекционер, листая старый каталог британского аукционного дома Parke Bernet (сейчас — Sothbey’s), обнаружил фотографию одного из пропавших экземпляров. Яйцо, изготовленное из золота и украшенное драгоценными камнями – тремя сапфирами, бриллиантами и изумрудами, – согласно каталогу, ушло с молотка за $2,5 тысячи еще в 1964-м. Покупатель был анонимным. И ему, надо сказать, очень повезло. Потому что реальная стоимость яйца, по оценкам экспертов, составляет $33,8 миллиона! Где теперь хранится этот шедевр, а также остальные исчезнувшие шедевры «яичной» коллекции, до сих пор не установлено. Но возможно, что рано или поздно они всплывут на аукционах.

Фото: Социальные сети/

Открытые источники

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.