Это интересно
23166 | 0

Роковая минута космодрома Плесецк

Роковая минута космодрома Плесецк
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

18 марта 1980 года - черный день в истории нашей космонавтики.

На космодроме Плесецк в Архангельской области случилась страшная катастрофа, унесшая жизни 44 человек. Все они были военнослужащими. Правду об этом выясняли долгие годы.

Так получилось, что космодром Плесецк оказался в тени своего старшего брата, огромного ракетного комплекса Байконур - главного космического порта страны. Но и Плесецк тоже внес немалую лепту в дело освоения космоса. Да и основан он был всего на два года позже - в 1957 году.

Плесецк 80-х годов - это стартовые комплексы, почти 1,5 тыс. различных зданий и строений, многофункциональная заправочно-нейтрализационная станция и масса других сооружений спецназначения.

Именно этот объект изначально создавался как первое в СССР военное ракетное соединение, имеющее на вооружении уникальные межконтинентальные баллистические ракеты Р-7 и Р-7А.

ВСЕ СЛУЧИЛОСЬ ЗА МИНУТУ

В тот день, 18 марта 1980 года, все шло в штатном режиме, ничто не предвещало беды. Ракета-носитель среднего класса «Восток-2М» со спутником радиотехнической разведки на борту стояла на стартовом столе, шла стандартная работа по подготовке к пуску.

К тому же этот тип ракет считался очень надежным: за 16 лет при стартах «Востоков» с Байконура и Плесецка произошла лишь одна авария и дважды старт отменили. В целом же для Плесецка это был 432-й пуск на космодроме и 9-й с начала года.

Запуск космического корабля был назначен на 21:16. А в 19:01, когда ракета была уже полностью заправлена, прогремел мощнейший взрыв. Яркая вспышка буквально высветила всю округу. Затем еще несколько оглушительных залпов в течение 30 секунд.

Жуткая смесь из 179 тонн жидкого кислорода и 73 тонн керосина, заправленных в ракету, полыхнула так, что менее чем за минуту «Восток» был полностью уничтожен, а вместе с ним - стартовый комплекс и пусковая установка.

Из воспоминаний очевидца: «Из-за высокой температуры мощные металлические фермы обслуживания погнулись и стали похожи на сгоревшие бенгальские огни».

Самое ужасное, что в непосредственной близости от эпицентра находились люди - 141 человек. Сорок из них погибли сразу, на месте, еще 43 человека с многочисленными серьезными ожогами были госпитализированы. Четверо скончались впоследствии на больничных койках.

В ПОИСКАХ СТРЕЛОЧНИКА

Итак, трагедия произошла - настало время делать выводы. В дело пошел старый испытанный принцип: виновный должен быть выявлен и наказан.

Не прошло и нескольких часов после катастрофы, как на полигон прибыла государственная комиссия из Москвы для расследования причин случившегося, в ее состав вошли ведущие ученые страны и эксперты в ракетно-космическом деле. Возглавлял группу специалистов заместитель председателя Совмина СССР Л.В. Смирнов.

Истину установить было чрезвычайно сложно: прямые свидетели погибли. Версии строились на основе показаний уцелевших номеров боевого расчета и очевидцев катастрофы. Но практически все они находились на слишком большом удалении от пусковой установки. Поэтому изначально было выдвинуто сразу 10 официальных версий.

Так или иначе было установлено, что во время заправки ракеты заметили течь жидкого кислорода в месте стыка шланга и бака окислителя третьей ступени. Это стало зацепкой для комиссии. Посчитали, что боевой расчет собирался устранить течь подручными средствами, обмотав стык мокрой тканью. Эту ткань и дополнительные инструменты действительно поднимали на площадку обслуживания, но, как оказалось, они не были использованы - подтекавший кислород решили отводить в сторону от ракеты по самодельному желобу из фольги.

Поскольку других предположений не было, правительственная комиссия не стала вдаваться во все детали и назвала причиной взрыва неправильные действия боевого расчета, готовившего пуск.

Вердикт был таким: «...причиной катастрофы стал взрыв (воспламенение) пропитанной кислородом ткани в результате несанкционированных действий одного из номеров боевого расчета».

Иными словами, была констатирована некомпетентность действий персонала, обслуживавшего ракету перед стартом. Как это чаще всего и бывает, все списали на пресловутый человеческий фактор, а ЧП просто накрыли пологом строжайшей военной тайны.

Однако история получила свое продолжение.

А ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ?

Итак, человеческий фактор. В общем, так оно и было. Но... Сработал он вовсе не в Плесецке, а в КБ общего машиностроения.

Через год после катастрофы удалось установить, что причиной взрыва 18 марта 1980 года были фильтры перекиси водорода, технология изготовления которых была почему-то изменена. Зачем? Что это? Халатность? Некомпетентность?

Так или иначе, но специалисты КБ непосредственно перед трагедией предписали (не рекомендовали) использовать для производства фильтров каталитически активные материалы. В день катастрофы разложение перекиси водорода началось в наземных магистралях и завершилось взрывом на борту ракеты.

5 февраля 1996 года, через 5803 дня после трагедии, произошла официальная реабилитация не только боевого расчета, но и всего космодрома. А еще через три года на специальном заседании Комиссии по военно-промышленным вопросам при Правительстве РФ было принято решение «О реабилитации боевого расчета космодрома Плесецк в связи с катастрофой ракеты-носителя типа Р-7А 18.03.1980 г.».

На восстановление чести работников космодрома, живых и погибших, ушло 16 лет.

Валерий Мальчев.

ТАСС/ ИНТЕРПРЕСС/П. Ковалев.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.