Недавно он в одиночку преодолел путь от Калининграда до мыса Дежнева. Теперь на краю земли установлены колокол и якорь в память о русских первооткрывателях.
Валентину Ефремову предстояло преодолеть почти 27 тысяч километров, из них около 8 тысяч - по занесенному снегом северному бездорожью. И все это ради того, чтобы установить на мысе Дежнева памятные знаки. Колокол на треноге из нержавеющей стали и якорь должны были символизировать память потомков о тех, кто столетия назад открывал новые русские земли.
Это почти 400 килограммов груза. Его нужно было довезти до заполярного Якутска, а затем в заснеженный поселок Мирный. Дорога шла по печально знаменитой Колымской трассе, построенной когда-то заключенными. Где-то перед мысом Шмидта Валентин застрял на занесенной пургой дороге. А точнее, это была просто колея, проложенная редкими многотонными грузовиками - единственными, что рисковали ездить по бескрайней тундре в это время года.
«Белая, серая мгла. Едешь, и не видно ни земли, ни горизонта, надо только чувствовать след от «Уралов». Чуть в сторону сошел, и начинаешь перекапывать тонны снега, чтобы вытащить свой старый уазик», - вспоминает Ефремов.
Однажды он откопаться не смог и целую неделю провел в занесенной по самую крышу снегом машине. Топлива уже не было, мотор не работал, зато осталась маленькая горелка, на которой удавалось разогреть чай. В таком виде и застали путешественника два залетных «Урала», по какой-то надобности оказавшихся в этих краях. Они-то и вытащили искателя приключений из снега, а затем эвакуировали в ближайший поселок на мысе Шмидта.
Про это место Валентин рассказывает особенно подробно. Здесь обитает около 30 тысяч моржей, не так давно с ними произошла трагедия. Над лежбищем животных на низкой высоте пролетели военные самолеты.
Перепуганные грохотом двигателей животные бросились врассыпную, а потом стали падать с высоченного утеса, задавив своими тушами множество детенышей. Сотни погибших обитателей Северного Ледовитого океана остались лежать на берегу, а полакомиться их останками пришли белые медведи.
Теперь эти гиганты ходят по поселку как домашние кошки, валяются на снегу около местного магазинчика в надежде, что их кто-нибудь угостит, и даже нагло заглядывают в окна квартир на первых этажах.
Местные жители снимают такое безобразие на видео и выкладывают в интернет. Но далекие от северных реалий жители материка все равно им не верят и утверждают, что подобного не бывает.
Колокол и якорь на крутом и обрывистом мысе Дежнева Валентин Ефремов все-таки установил. Они появились рядом с маяком, который тоже был построен в память о великом первооткрывателе. Правда, оказалось, что мыс входит в состав природного заповедника и его руководители вовсе не в восторге от того, что путешественник из далекого Нижнего Новгорода привез сюда свои «железки» без всякого на то разрешения. Требовали немедленно убрать эти нехитрые конструкции. И не важно, что искатель приключений вез их сюда, на край света, без малого 30 тысяч километров.
Он говорит, что денег практически не было. Просил у администрации родной Нижегородской области, но там отказали. «Наша администрация не помогла ни копейкой. А нам одного бензина нужно на 250 тысяч. Я думаю, что на дороге нас не оставят дальнобойщики», - рассказывал Ефремов журналистам перед началом экспедиции.
Администрация не поддержала, зато помогли казаки. Председатель Совета атаманов России Валерий Камшилов заявил, что на всех этапах экспедиции путешественника встречали представители казачества. Каждый делал, что мог.
«В первую очередь мы должны встретить гостя, накормить, обогреть, снабдить топливом. У нас люди небогатые, но есть предприниматели, которые помогали по мере возможностей», - сказал Валерий Камшилов.
Прекращать свои невероятные приключения Валентин Ефремов пока не собирается и готовится к новой экспедиции - теперь уже по следам другого знаменитого путешественника Афанасия Никитина.
Наталья Пуртова.
Фото: ВКОНТАКТЕ.