Иногда не отличишь, где в наших воспоминаниях правда, а где вымысел. Причем порой в одних и тех же заблуждениях упорствует не один человек, а целые народы...
МАНДЕЛА НЕ УМЕР, А СТАЛ ПРЕЗИДЕНТОМ
Начнем с тонкого английского юмора. На экскурсии в Лондоне турист спрашивает гида: «Скажите, на этом месте герцог Веллингтон произносил свои знаменитые слова?» «Да, это то самое место, только герцог Веллингтон никогда не произносил этих слов», - уверенно отвечает гид.
О каких именно словах знаменитого герцога, известного афоризмами, идет речь, история умалчивает. Да это и не важно. Упомянутый анекдот отличным образом демонстрирует так называемый эффект Манделы. Речь о том, что в нашей памяти смешивается правдивая информация (то самое место в Лондоне, где происходил диалог туриста с гидом, видимо, играло какую-то роль в жизни герцога) и возникшие вокруг этой правды мифы, то есть абсолютно точно, что никаких слов Веллингтон на этом месте не произносил.
Казалось бы, при чем здесь борец с апартеидом в Южной Африке Нельсон Мандела? Дело в том, что в 2009-м писательница Фиона Брум, специализирующаяся на изучении паранормальных явлений, обратила внимание на странный факт. Множество людей в мире были уверены, что Нельсон Мандела умер в середине 1980-х в тюрьме. Некоторые даже уверяли, что помнят газетные некрологи и сообщения в теленовостях о смерти борца за права человека… Между тем он был жив. Мандела вышел из тюрьмы в 1990-м, потом стал президентом ЮАР, а умер лишь в 2013-м.
Брум объяснила этот феномен существованием параллельной реальности. Ученые, разумеется, с первооткрывательницей эффекта Манделы не согласны. Тем не менее факт остается фактом: ложные воспоминания бывают коллективными и зачастую становятся частью поп-культуры.
ЕЛЬЦИН: НЕ УСТАЛ, НО УШЕЛ
Хрестоматийным примером эффекта Манделы служат слова другого президента - президента России: «Я устал, я ухожу». Именно эту реплику, считают многие, сказал Борис Ельцин в последний день 1999-го, когда объявил об отставке. Однако на самом деле фраза звучала иначе. «Я ухожу. Я сделал все, что мог», - сказал Ельцин в своем последнем новогоднем обращении. Зять первого президента РФ Валентин Юмашев вспоминал, что Ельцин намеревался даже добавить к обращению предложение «Я ухожу не потому, что устал, и не по болезни», но его убедили этого не делать.
Так откуда же взялась фраза про усталость? По этому поводу существует несколько версий. Одни считают, что у президента был слишком уставший вид и народ додумал нужное предложение, а потом оно закрепилось в многочисленных пародиях. Однако президент КВН Александр Масляков утверждал, что, наоборот, пародии стали причиной этого ложного воспоминания. В первом полуфинале 1998-го команда «Уральские пельмени» показала сценку по мотивам «Книги джунглей» Киплинга, где вожак стаи голосом Ельцина сообщал о необходимости уйти по причине усталости...
А в интернете я сталкивался с другой версией. Один из пользователей Сети утверждал, что Ельцин обращался к гражданам не только перед самым Новым годом, но и днем. И якобы именно в дневном обращении сказал сакраментальное: «Я устал, я ухожу». Я проверил: днем обращения не было, в новостях проходило лишь сообщение о решении президента РФ уйти с поста.
ШАПОКЛЯК И ПЕСЕНКА ПРО ЧЕБУРАШКУ
Чебурашка хоть и был не из Африки, но массовую культуру обогатил несколькими примерами эффекта Манделы. Признайтесь, кто из вас не представляет старуху Шапокляк с непременным черным зонтом? Образ настолько укоренился, что запечатлен в Саранске в скульптуре главной вредины мультика. Между тем никакого зонтика у нее в мультфильме не было. Сумка была, рогатка, крыса Лариса, а вот зонта не было.
Возможной причиной ошибки стал другой мультфильм - «Бабушкин зонтик» (1969). Тоже кукольный, и там есть старушка в черной шляпке, сильно напоминающая Шапокляк. Только героиня добрая и в руках держит волшебный зонтик. И хотя этот мультфильм не настолько популярен, как серия про Чебурашку, первый фильм про которого, кстати, также вышел в 1969-м, но образы двух старушек совместились в коллективной
памяти.
А вы помните, где именно большеухая находка из ящика с апельсинами поет песенку «Я был когда-то странной игрушкой безымянной»? Само собой, в одной из серий мультфильма, ответит большинство. А вот и нет! Мелодия и впрямь звучит в последней серии «Чебурашка идет в школу», но без слов. Владимир Шаинский написал эту песенку для радиоспектакля (1975), созданного на огромной волне популярности первых трех мультиков. И по всему СССР композицию слушали на пластинках. Отсюда и общий эффект ложной памяти: мол, песенка звучала в мультфильме.
ЗАПУТАННЫЕ БРЕНДЫ
Но, пожалуй, больше всего эффект Манделы встречается, когда речь заходит о коммерческих логотипах. В частности, об эмблемах марок автомобилей. Тут большой простор для фантазии и споров. Например, многие готовы биться об заклад, что якобы у «Форда» никогда не было закорючки у буквы F, у «Вольво» - стрелки наверху, а у «Фольксвагена» - разделения между литерами V и W. Или, в крайнем случае, утверждать, что раньше не было, а потом произошел ребрендинг. Однако эти логотипы не менялись и всегда были такими.
А один из самых известных визуальных случаев массового обмана памяти связан с «Богатым дядюшкой Пеннибэгсом» - талисманом настольной игры «Монополия». Большинство описывает его как пожилого господина, с пышными седыми усами, с тростью, в цилиндре и монокле. Все так, только монокля не было. В Америке считается, что люди «соединили» его с другим представителем мира бренда - «Мистером Арахисом», носящим цилиндр, трость и оптический прибор в глазу.
А отчего такой эффект происходит в России? Возможно, маскот «Монополии» просто очень похож на стереотипного буржуа из советской пропаганды...
Данила Ноздряков
Фото: LEGION-MEDIA,
Adobe Stock,
ТАСС/ А. Чумичев,
кадр из мультфильма.