Это интересно
1737 | 0

Из-за человеческой халатности…

«У каждой аварии есть имя, фамилия и должность», - сказал когда-то нарком путей сообщения Лазарь Каганович.

Из-за человеческой халатности…
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Чудовищный взрыв в порту Бейрута стал очередным тому доказательством: больше сотни людей погибли потому, что власти не потрудились изолировать аммиачную селитру в безопасном месте.

И таких историй, когда причинами разрушительных катастроф стали чьи-то неверное решение, непрофессионализм, халатность, наплевательское отношение к своим обязанностям, немало. «МН» вспоминает сегодня самые громкие из них.

САМАЯ СТРАШНАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ АВАРИЯ В СССР

Одна из самых крупных за всю историю СССР катастроф случилась в ночь с 3 на 4 июня 1989 года на Транссибирской магистрали под Уфой. Взрыв газа унес сотни жизней и еще сотни людей оставил инвалидами. Как это произошло?

В трубопроводе Западная Сибирь - Урал - Поволжье, проходившем вдоль железной дороги, образовался разрыв. Примерно за три часа до катастрофы приборы показали падение давления в трубе. Но вместо того чтобы искать утечку, персонал лишь увеличил подачу газа. В результате через почти двухметровую трещину в трубе вытекло значительное количество пропана и бутана. Машинисты проходивших поездов предупреждали поездного диспетчера участка, что на перегоне сильная загазованность, но их словам не придали значения. Так в низине, прилегающей к железнодорожной насыпи, в течение нескольких месяцев скапливался газ.

В ночь на 4 июня в этом месте навстречу друг другу шли два поезда Новосибирск - Адлер и Адлер - Новосибирск. В них находились около 1300 человек. Рвануло в тот момент, когда встречные поезда поравнялись. Взрыв был чудовищной силы: специалисты оценили его мощность в 300 тонн в тротиловом эквиваленте. Столб пламени видели за 100 километров, сильнейший пожар охватил территорию в 250 гектаров. Взрывная волна повалила деревья в радиусе трех километров.

«Раздался громкий хлопок, в небо вонзился высоченный столб огня. Затем пронеслась волна воздуха и повалила нас всех на землю, нагнула деревья, посыпались стекла в окнах домов. От огня стало светло как днем, мы подумали, что это ядерный взрыв. Из домов выбегали люди, кричали, что началась война», - рассказывала местная жительница Рафида Харунова.

«Момент взрыва я не помню, потеряла сознание. Когда очнулась, почувствовала, что все лицо обожжено. Стояла тишина. Я поднялась, вернулась в купе, принялась расталкивать мужа и детей. Все было настолько горячим, что кожа на руках шипела. Паники не было, помню, что даже дети не плакали. Мы спустились с железнодорожной насыпи в овраг и ждали помощи. От одежды остались одни лохмотья, бантики на головах девочек оплавились» - это свидетельство Анастасии Кудашовой.

В ту ночь на месте погибли 258 человек, более 800 получили ожоги и травмы, 317 умерли в больницах. Общее число жертв - 575. Однако в поездах находилось много детей, которые не учитывались как пассажиры. Сегодня на мемориале на месте катастрофы выбиты 675 имен, а по неофициальным данным, погибли 780 человек.

Судебное разбирательство продолжалось шесть лет. Под следствием оказались девять человек. Двоих амнистировали, остальные получили сроки, самый суровый из которых - 5 лет лишения свободы.

НАКАЗАНИЕ – «ВОСПИТАНИЕ КРИТИКОЙ»

12 августа 2015 года в городе Тяньцзинь на севере Китая произошла техногенная катастрофа, которую признали самой крупной за всю историю КНР.

Вечером на пульт дежурного пожарного городе Тяньцзинь поступил сигнал о загорании в районе порта. Огонь охватил контейнерную площадку, принадлежавшую компании «Жуйхай». Фирма специализировалась на хранении опасных химических веществ, и спасатели понимали, какие последствия могут быть от этого пожара.

Уже через несколько минут на месте происшествия работали десятки расчетов. За тушением огня наблюдали многочисленные зеваки, удобно расположившись на балконах соседних многоэтажек. Тогда еще никто не знал, что через 40 минут взрывы невероятной силы снесут и жилые дома, и склады, и самих любопытствующих. В списке погибших окажутся 173 человека.

Мощность первого взрыва специалисты оценили в 3 тысячи тонн тротилового эквивалента. Через 30 секунд на воздух взлетел контейнер с нитратом аммония - 21 тонна в тротиловом эквиваленте. Это была настоящая катастрофа! Пожары бушевали несколько дней, большие и маленькие склады с опасной химией загорались один за другим. Когда огонь удалось потушить, выяснилось, что в эпицентре образовалась огромная, бездонная воронка. От близлежащих построек не осталось ничего, от зданий, расположенных чуть дальше, - лишь стены. Стекла в домах вылетели в радиусе нескольких километров. Многотонные металлические контейнеры были перекручены и смяты, как картонные коробки, а на стоянках сгорели тысячи новеньких автомобилей.

Выяснилось, что «Жуйхай» помимо обычных услуг предлагала «решение сложных вопросов с местными чиновниками». Совладельцем фирмы был сын главы службы безопасности порта, и родственные связи играли основную роль в процветании компании. Следствие выявило вопиющие нарушения, например: три многоэтажки были построены рядом со складом, что запрещено китайским законодательством. В непосредственной близости друг от друга без соблюдения требуемой дистанции находились разнообразные химикаты. Их объем намного превышал допустимый.

Ответственными за происшествие были признаны 123 человека, но приговоры потрясли китайцев своей мягкостью. Комиссия Компартии Китая предложила 74 человека подвергнуть партийным дисциплинарным взысканиям. С остальными было предписано провести «разъяснительные беседы и воспитание критикой». Один из виновников скончался от болезни во время расследования.

СМЕРТОНОСНАЯ НЕФТЬ

6 июля 1988 года в Северном море случилась самая страшная из всех катастроф, известных в истории нефтедобычи. Она произошла на американской платформе Ріper Alpha, использовавшейся для добычи нефти и газа: начался пожар, завершившийся мощным взрывом. Погибли 167 человек из 226 находившихся там.

Количество жертв могло быть намного меньше, если бы не обыкновенное человеческое головотяпство.

Это огромное сооружение конструировалось для добычи нефти, но позже там начали добывать и газ. Большая утечка произошла из-за множества мелких, но связанных друг с другом халатностей во время его ремонта.

За считаные минуты платформа оказалась охвачена огнем. Аварийная сигнализация, а также система связи с берегом были уничтожены за секунды. Система пожаротушения почему-то оказалась выключенной. Ситуация усугублялась тем, что через Ріper Alpha на берег транзитом перекачивалась нефть с других платформ Северного моря. Персонал соседних платформ заметил снижение давления в трубопроводах, что говорило о серьезном происшествии. Но остановить перекачку без команды руководства никто не решился. Таким образом, на охваченную огнем платформу ежеминутно поступали тонны нефти и газа, а это только увеличивало сложность пожара.

Уже позже выжившие неф­тяники рассказывали, как около 100 человек собрались в столовой. Рядом находилась вертолетная площадка, но шансов, что на нее смогут приземлиться спасатели, уже не было. Дым начал проникать в помещение. Пожарные, которые должны были прибыть по плану ликвидации ЧП, не появлялись. У людей началась паника, некоторые кричали, что им страшно и они не хотят умирать. Когда стало ясно, что помощи ждать неоткуда, самые отчаянные стали прыгать в воду. Именно они выжили. Остальные сгорели заживо.

Подготовила

Наталья Пуртова.

Фото: ТАСС/В. Кузнецов,

REX/FOTODOM.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.