Это интересно
2099 | 0

Атака на самолет Брежнева

Атака на самолет Брежнева
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

В последнее время российские самолеты все чаще подвергаются дискриминации во время пролета над территориями недружественных государств. 

Дошло до того, что несколько стран отказались пропускать лайнер с главой МИД С.В. Лавровым. К счастью, до столкновения с иностранными ВВС дело не дошло. Хотя история знает подобные прецеденты. Известно, как в 1961 году самолет Леонида Ильича Брежнева был атакован французским истребителем.

«БАНДИТСКИЙ АКТ ФРАНЦУЗКОЙ ВОЕНЩИНЫ»

Именно так охарактеризовали советские СМИ действия французского летчика, напавшего на правительственный самолет Председателя Президиума Верховного Совета СССР Л.И. Брежнева, следовавшего с официальным визитом в Марокко.

Полет Ил-18 проходил над территорией Средиземного моря в 130 километрах от города Алжира, являвшегося в тот момент французской колонией. Воздушное судно должно было приземлиться в городе Рабат - столице Марокко. Весь маршрут, как того требовали международные законы, был согласован с французскими властями.

Инцидент произошел в 14 часов 27 минут по гринвичскому времени. На пути следования советского авиалайнера на высоте 8250 метров возник боевой истребитель с опознавательными знаками французских ВВС. Военный самолет сделал три боевых захода на советский лайнер, дважды открывая по нему прицельную стрельбу. К счастью, пули прошли мимо.

Незадолго до этого радист передал координаты самолета служащим французского аэропорта в Алжире. Получалось, что пилот истребителя точно знал, что за воздушное судно перед ним находится и атаку производил вполне сознательно. От гибели советскую делегацию спасло буквально чудо и высокий профессионализм советского летчика Бориса Бугаева, который сумел произвести маневр крупного пассажирского лайнера, уклонившись от выстрелов.

ОПАСНАЯ ПРОВОКАЦИЯ

Ситуация сложилась довольно странная. Казалось бы, зачем Франции, которая полтора десятилетия была союзником СССР в войне с фашизмом, нападать на самолет главы могущественной сверхдержавы? Неужели французы не понимали, что в случае гибели советского правительственного авиалайнера тут же последует решительный военный ответ, возможно, и с применением ядерного оружия?

Какие же действия предприняли советские летчики, когда стало ясно, что французский истребитель намерен атаковать самолет Брежнева?

По словам командира корабля Бориса Бугаева, радист воздушного судна передал в алжирскую радиостанцию Службы авиадвижения срочную радиограмму на двух языках - английском и французском. В сообщении указывалось, что некий французский военный самолет трижды облетел и пересек курс советского правительственного самолета «Ильюшин-18» №75708 «Аэрофлота» и советская сторона требует отозвать этот истребитель.

В ответ из Алжира пришел краткий ответ «О`кей!», который французы почему-то повторили дважды. Однако даже после ответа французской стороны истребитель не только не оставил советский самолет в покое, но и произвел те самые роковые выстрелы. И только после этого он ушел в сторону французского берега. Весь инцидент занял семь минут.

По логике вещей после такой провокации Леонид Ильич должен был отдать приказ прервать полет в Марокко и немедленно вернуться в СССР, чтобы разобраться с обнаглевшими французами. Однако этого не произошло.

РУССКИХ НЕ ИСПУГАТЬ

Сложно сказать, на что рассчитывали французы, атакуя самолет главы советского правительства, но Брежнев, прошедший Великую Отечественную войну, был смелым человеком. Он не поддался панике, отдав распоряжение продолжить полет.

Леонид Ильич благополучно добрался до столицы Марокко, пообщался с королем, а затем нанес визиты руководству Гвинеи и Ганы.

Разбираться с возмутительным поступком французов, который, к счастью для обеих стран, не привел к трагическим последствиям, предоставили советским дипломатам. На другой день после возмутительного происшествия глава МИД СССР А.А. Громыко выступил с официальным заявлением, в котором заявил, что действие французской стороны нельзя расценить иначе как акт международного бандитизма. Франции был выражен решительный протест с требованием наказать виновных.

ВСЕМ СЕСТРАМ ПО СЕРЬГАМ

Представитель французского МИД квалифицировал действия своего соотечественника как «достойный сожаления инцидент», пообещав, что власти проведут расследование и накажут виновных. Однако этого не произошло. Очевидно, французы вели какую-то свою политическую игру.

Скорее всего, советская сторона все-таки заставила бы французов ответить за поступок своего летчика, но вскоре в мире произошло несколько громких событий, которые переключили внимание советских властей на иные вопросы. Спустя несколько дней после инцидента с самолетом был убит премьер-министр Конго Патрис Лумумба, а через два месяца совершил полет в космос Юрий Гагарин.

Впрочем, определенные последствия атака на самолет Брежнева все-таки имела. Незаслуженно забытый в наши дни инцидент широко освещался в советских СМИ, а на многих предприятиях прошли собрания, где трудящиеся гневно заклеймили действия французской военщины. Но особенно ярко опасное происшествие сказалось на судьбе командира экипажа Бориса Бугаева.

Дело в том, что Леонид Ильич умел помнить добро и карьера отважного летчика, фактически спасшего ему жизнь, резко пошла в гору. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1966 года Бугаеву Борису Павловичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина. В том же году он был назначен заместителем министра, а в 1967 году - первым заместителем министра гражданской авиации СССР. А в мае 1970 года Борис Бугаев сел в кресло министра гражданской авиации СССР и проработал на этом посту 17 лет.

ЧТО ОСТАЛОСЬ ЗА СКОБКАМИ

В большинстве источников говорится, что атака на самолет Л.И. Брежнева французами была произведена без объективных причин. Но так не бывает, особенно когда целью становится авиалайнер главы правительства страны, способной уничтожить Францию в течение нескольких минут. Следовательно, пилот истребителя имел задачу не сбить авиалайнер, а попугать находившихся в нем пассажиров. Если была бы поставлена другая задача, то Ил-18, какие бы маневры он ни предпринимал, был бы неминуемо уничтожен.

А ведь подоплека инцидента лежит на поверхности, стоит лишь посмотреть политическую повестку тех лет. Дело в том, что в Марокко в гости к королю Мохаммеду V глава советского правительства летел не чаю попить. В 1961 году СССР включил Марокко в сферу своего влияния, что серьезно меняло расположение сил в Северной Африке в пользу социалистического блока. А непосредственно перед визитом в Марокко было поставлено 14 новейших истребителей МиГ. На переговорах речь должна была идти о дополнительных поставках техники из СССР. Очевидно, чтобы не допустить отдаления Марокко от Запада и усиления влияния Советского Союза в регионе, и было предпринято это демонстративное покушение. Впрочем, своих целей оно не достигло. Французам следовало бы знать, что русские всегда добиваются поставленных целей и с намеченного пути никогда не сворачивают!

Дмитрий Соколов

Фото: ТАСС,

Д. Шоломович/РИА «Новости»,

В. Савостьянов/ТАСС.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.