Даже не знаю, как все это рассказать... Покупала в магазине хлеб, дала пятьсот рублей. А кассирша мне сдачу дает с сотни. Я говорю ей: неправильно, я ведь вам пятьсот дала. А она в крик, опозорила на весь магазин. Стыдно стало, даже сказать нельзя как. Заплакала я и пошла домой. Разве можно так издеваться над людьми?
Алена Урокина, г. Пермь.
К сожалению, такие ситуации не редкость. Наиболее распространенный вид мошенничества на кассе - обсчет покупателя при сдаче. Конечно, это может происходить незлонамеренно, но деньги пожилой человек теряет абсолютно реальные.
Самые типичные случаи обмана в магазинах
- Ценник на товаре был один, а пробили на кассе по другой, большей сумме. Это обычная ситуация, и если причиной стала банальная невнимательность, то продавцу наказание не грозит.
- Если будет доказано, что это сделано по злому умыслу, то такие действия можно квалифицировать как мошенничество и оштрафовать магазин в соответствии со статьей 14.7 Кодекса об административных правонарушениях, которая предполагает штраф за обман покупателей - до 5 тысяч для сотрудника и 500 тысяч рублей для организации.
- В случае если вы нашли на прилавке просроченный товар, который пытаются реализовать, нужно обратиться в Роспотребнадзор, который немедленно примет меры.
- Намеренный обвес, обсчет и другие действия, направленные на обман потребителя, попадают в поле зрения Управления по борьбе с экономическими преступлениями.
Учтите: ни одно из этих разбирательств не может начаться в автоматическом режиме, а требует вашей инициативы. Вы должны лично обратиться в соответствующее учреждение.
Как не допустить
Органы МВД и Общество защиты прав потребителей уже давно разработали простые правила, которые помогут вам избежать этих неприятностей.
- Считайте сдачу сразу после оплаты товара.
- Проверяйте чек на соответствие фактического товара «пробитому», а также указанной суммы.
- Перед покупкой обратите внимание на прикрепленный ценник. Если он был заменен или заклеен, это должно вызвать подозрения.
- Этикетка товара должна соответствовать его содержанию.
- Весовой товар, расфасованный в магазине, имеет смысл взвесить на контрольных весах.
Действия кассира на служебном месте регламентированы законом. В общем виде его работа состоит в следующем:
- провести ваш товар через кассовый аппарат - ни одно из наименований не может быть добавлено в чек позже;
- сообщить стоимость покупки, а после получения денег произнести примерно следующее: «С вас 456 рублей, ваши 500 рублей»;
- сдача выкладывается на прилавок, и сумма сдачи произносится вслух.
При соблюдении этих правил обсчет в кассе просто невозможен. Если это происходит, значит, имеет место нарушение кассиром своей служебной инструкции.
Что делать, если это произошло
- На утверждение кассира, что вы передали купюру меньшего номинала, вызывайте администратора.
- Не соглашайтесь с продавцом, который убеждает вас в том, что вы сами ошиблись, а теперь задерживаете очередь.
- Требуйте закрыть кассу и проверить ее содержимое. Согласно закону «О защите прав потребителей», отказать вам в этом не могут.
- Присутствуйте при пересчете купюр. Никакой тайны в этой процедуре нет, и вам не имеют права это запретить.
- Если встречаете сопротивление персонала, предложите вызвать полицию - в подавляющем большинстве случаев это снимает все проблемы.
Постарайтесь сделать все возможное для того, чтобы разобраться по горячим следам. Если пройдет какое-то время, восстановить справедливость будет сложнее.
Михаил Беликов.