Что или кто стоит за этими паническими настроениями, мы выясняли у бывшего руководителя отдела проблем международной безопасности Российского института стратегических исследований (РИСИ) Анатолия Трынкова.
- В начале 2018 года довольно громко прозвучало заявление представителя Эстонии о грядущей российской агрессии против стран Балтии, - сообщил эксперт. - Сделано оно было через крупное немецкое издание «Бильд» генералом Рихо Террасом (на фото), на тот момент командующим силами обороны Эстонии. До него аналогичные высказывания делал эстонский министр обороны Юри Луйк. И хотя для такой угрозы нет причин, в большой политике ничто не происходит просто так.
- В чем тут секрет?
- Секрета большого нет: сторонники силовых методов все более открыто выражают недовольство своими политиками перед лицом таких перемен, как ослабление ЕС и движение ряда регионов к самоопределению, в том числе на востоке Украины. Мнимая угроза со стороны России подходит как повод для привлечения новых сил и дополнительного бюджета НАТО. Кроме того, это возможность показать своему русскоязычному населению, что не стоит, грубо говоря, качать права.
Я хорошо помню, как в 90-х годах правые в Прибалтике торопились с лишением гражданства представителей тех национальностей, для которых балтийские языки не были родными. Их всех, включая немногочисленных корейцев, причислили к русскоязычным и отказали в гражданстве.
- Но, помнится, не все политики в ЕС одобряли подобный подход...
- Верно. И надо отдать им должное. Они понимали, что введение статуса неграждан в государствах, ставших членами Евросоюза, отдавало нацизмом, гитлеровским курсом на изоляцию так называемых недочеловеков (Untermenschen). В этой связи прибалтийским политикам Брюссель предлагал многочисленные программы развития мультикультур и многоязычия, которые, к сожалению, либо отвергались, либо сворачивались.
Вспоминается характерный пример, который привела на одном из семинаров по проблемам многоязычия представительница Минобразования Эстонии. По ее словам, в целях ускорения языковой интеграции русскоговорящих детей в эстонскую среду в детских садах Таллина в группы эстонских детей помещали по одному русскоговорящему ребенку. Через несколько месяцев эксперимент показал: русскоговорящий ребенок на эстонском языке не заговорил, тогда как вся группа эстонских детей начала говорить по-русски...
Недальновидным политикам Прибалтики необходимо учесть свежий опыт: если политики ЕС направят потоки мигрантов из Африки в страны Балтии, ее коренное население может просто раствориться в агрессивной и чуждой ей культуре. И тогда русскоязычное меньшинство, так старательно выдавливаемое из Прибалтики, покажется им родным и близким. Но поздно.
Дмитрий Соколов.
REX/FOTODOM