События в мире
4163 | 0

Тайна гибели парома «Эстония» раскрыта

Тайна гибели парома «Эстония» раскрыта
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Ночью 28 сентября 1994 года в финской спасательной зоне Балтийского моря произошла одна из самых значительных морских катастроф мирного времени в Европе.

Рассчитанный на плавание в океанских водах пассажирский паром «Эстония» стремительно затонул по пути из Таллина в Стокгольм.

Погибли 852 человека, спаслись 137, удалось обнаружить и поднять на поверхность только 94 тела. Поиски остальных погибших были очень скоро свернуты и больше не возобновлялись.

Следствие пришло к выводу, что паром плыл на слишком большой скорости в штормовом море с четырехметровыми волнами, из-за чего якобы и были разрушены носовые ворота - подъемник для заезда автомобилей (они перевози­лись на нижней палубе парома). Хлынула вода, судно дало крен на правый борт и затонуло менее чем за час. Другие версии даже не рассматривались.

Швеция убедила своих партнеров по расследованию катастрофы - Эстонию и Финляндию - подписать специальное соглашение о могильном покое, согласно которому приближение к погибшему парому запрещено и наказуемо. Она даже собиралась залить паром бетоном, но вместо него на судно вывалили несколько тысяч тонн гравия, чтобы никто в будущем не попытался его поднять.

Руководители съемочной группы Хенрик Эвертссон и Бендик Мондаль серьезно рисковали, когда решили разворошить это старое и почти забытое дело, сняв документальный фильм из пяти эпизодов «Эстония»: находка, которая меняет все» для компании Discovery Networks. Они использовали подводную автоматическую видеокамеру-робот, чтобы изучить состояние затопленного корабля. Шведское правительство, чтобы не подпускать к нему излишне любопытных исследователей тайны гибели парома, грозило двухлетним тюремным заключением тем, кто посмеет потревожить подводную усыпальницу, в которую превратилась «Эстония».

И эта камера продемонстрировала всему миру секреты шведского правительства. В корпусе парома чернела пробоина длиной около четырех метров и шириной чуть больше метра. Недаром больше всего щебня шведы высыпали на пострадавший от удара правый борт, однако скрыть пробоину им не удалось.

Эстонское радио приводит слова бывшего руководителя эстонской комиссии по расследованию катастрофы Маргуса Курма. Он высказал предположение, что с паромом столкнулась шведская подводная лодка, подключившаяся к проводившимся в том районе натовским маневрам. Именно поэтому шведы приложили столько усилий, чтобы спрятать паром от посторонних глаз. Курм считает, что эту пробоину заметили еще в 1994 году, но следствие скрыло этот факт от общественности. Эксперты подтверждают, что на паром налетел чрезвычайно тяжелый объект. И только появление фильма-расследования заставило правительства Эстонии, Финляндии и Швеции сделать на днях совместное заявление, что они расследуют изложенные в фильме факты. Ранее руководители этих стран игнорировали жалобы родных погибших и спасшихся на нежелание властей провести должное расследование.

Авторы фильма были первыми, кто тщательно опросил оставшихся в живых участников катастрофы. Сразу выявились очевидные провалы в официальном расследовании. Люди говорили кинодокументалистам, что все началось с сильного удара, который почувствовали все пассажиры содрогнувшегося парома. Норвежский эксперт считает, что подобные повреждения могли быть вызваны внешним ударом силой в 500-600 тонн.

«Как журналисты, мы были обязаны попытаться найти пробоину в пароме, - говорит Эвертссон. - Мы методично обследовали корпус корабля и натолкнулись на длинную и относительно узкую дыру, кусок металлической обшивки был вогнут внутрь судна». Один из выживших Карл Эрик Рейнтамм сказал, что увидел рядом с паромом большой светлый объект.

Обнаружение дыры в пароме грозит политическим кризисом в Швеции, ряд парламентариев задает вопрос: почему следствие скрыло наличие пробоины? А ведь в катастрофе погибли 500 шведов. Бывший тогда премьер-министром Карл Бильдт отказался объясняться со СМИ относительно фактов, представленных в документальном фильме. Не желает комментировать их и его преемник на посту премьера социал-демократ Ингвар Карлссон.

На Бильдте лежит основная вина в фальсификации следствия. Покинув после катастрофы пост премьер-министра, он продолжал скрывать тайну гибели «Эстонии». Обнаруженные факты, а также уникальный запрет приближаться к затонувшему парому и даже попытки засыпать его гравием дают повод думать не о халатности следствия, а о куда худшем - заговоре на самом высоком государственном уровне с целью скрыть истинные причины произошедшего.

Николай Иванов.

Фото: ТАСС.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.