Обрушились они и на лесистый район Пяти рек в Западном Орегоне, который представлял собой настоящую природную идиллию. Но однажды в небе появился вертолет государственной лесной службы и что-то распылил. Это был высокотоксичный гербицид 2,4,5-Т, главный компонент химического дефолианта Agent Orange, которым американская армия уничтожала буйную тропическую растительность в Юго-Восточной Азии во время войны во Вьетнаме.
Протесты заставили военных в 1971 году прекратить его использование на войне. Предполагается, что он привел к смерти более миллиона человек.
Но использовать этот диоксин в самих США никто не запрещал. У жителей опыленной им территории Орегона погибли все домашние животные - собаки, кошки, в садах была уничтожена растительность, появились шестиногие лягушки, а в реках - страшно деформированная рыба. При этом власти заверяли, что все в порядке и людям ничто не угрожает. Позднее стали рождаться дети со страшными дефектами, участились выкидыши. Происходило то же самое, что и во Вьетнаме.
Об этой трагедии рассказывается в новом американском документальном фильме «Люди против Agent Orange». Одна из его героинь - мужественная местная жительница Кэрол Ван Струм - вступила в неравную битву с властями. Ее поддержала франко-вьетнамская активистка Тран То Нга. Против них была брошена вся мощь американских спецслужб. Кэрол жила в страхе за свою жизнь, за ней следило ФБР, старавшееся уничтожить свидетельства преступления. В 1977 году дом Кэрол Ван Струм был сожжен, в нем находились четверо ее детей. Пожарные сказали, что это был поджог, а полиция заявила, что огонь возник случайно. Между тем яд стали распылять и в других регионах США, где люди взялись за оружие и открывали стрельбу по вертолетам.
Что же стоит за этими трагическими событиями? После запрета на применение вещества в боевых действиях в США продолжили использовать его гражданскую версию для расчистки территорий от леса, чтобы на его месте посадить более ценные породы деревьев. Химические и лесозаготовительные компании заверяли, что эти вещества не опаснее аспирина. Те, кто выступал против, наталкивались на настоящую мафию.
Диоксины наносят непоправимый ущерб геному человека, вызывают самые опасные формы рака, мутации хромосом, и следы этой отравы передаются от поколения к поколению. Полураспад молекулы диоксина занимает два миллиарда лет, он такой же убойный, как плутоний в ядерных бомбах. Во Вьетнаме, Лаосе и Камбодже над джунглями распылили 18 миллионов галлонов Agent Orangе. Его сбрасывали на окрестности американских баз, лишая партизан возможности скрытно к ним подобраться. Заодно потравили и американских солдат. В 1984 году химические компании Dow Chemical и Monsanto выплатили 180 миллионов долларов ветеранам вьетнамской войны, чтобы те отказались от судебных исков. И дело против производителей Agent Orange удалось замять.
Однако диоксин никуда не исчез. Боевым гербицидом поражены многие места в мире, его следы находят в Нидерландах и Японии. За фактически глобальную катастрофу, вызванную Agent Orange, так никто и не ответил.
Николай Иванов.
Фото: WIKIPEDIA