Спасательным командам удалось снять с мели застрявший в Суэцком канале контейнеровоз Ever Given. Однако до сих пор неизвестно, кто посадил его на мель. Эксперты сомневаются, что виной тому сильный ветер, сбивший судно с курса.
Напомним, судно перегородило канал в ночь на 24 марта, изменив курс и упершись носом и кормой в противоположные берега русла.
Выдвигаются разные версии того, что случилось на самом критическом участке пути, не имевшем дублера. Вину за блокаду Суэцкого канала свалили на пыльную бурю, которая якобы снизила видимость, и сильный порыв ветра, развернувший корабль. Но очень трудно себе представить, что сверхтяжелое судно могло так легко подчиниться ветру. К тому же стоявшие рядом на берегу дома нисколько не пострадали от этой бури, являющейся здесь обычным явлением.
Спутниковое слежение продемонстрировало, как контейнеровоз вдруг загадочным образом начал вилять из стороны в сторону, прежде чем зарыться кормой в прибрежном песке. Что также противоречит заявлениям о том, что его внезапно сбил с курса один сильный порыв.
У следствия возникает подозрение, что кто-то специально нарушил курс судна. Первоначально сообщалось, что перед потерей управления на нем отключилось электричество. Заговорили о возможности хакерской операции. Но никто не хочет признать вероятность точно выверенной диверсии, тогда как слишком много людей могут извлечь финансовую или геополитическую выгоду из временного перекрытия канала.
В минувшую субботу глава администрации Суэцкого канала Усама Рабия впервые заявил, что погодные условия не являются причиной посадки контейнеровоза на мель. «Возможно, произошел технический сбой, и люди допустили ошибки», - уклончиво заявил он.
Перекрытие канала потенциально могло спровоцировать новый мировой кризис. Приостановились поставки газа и нефти с Ближнего Востока в Европу. В очереди на проход канала выстроились сотни судов, некоторые развернулись, чтобы плыть вокруг Африки мимо мыса Доброй Надежды лишние пять тысяч миль, что занимает 14 дней, да еще под угрозой пиратского нападения в неспокойных африканских водах. Зато Китай может увеличить грузопоток в Европу по своему Новому Шелковому пути.
В день через Суэцкий канал перевозят грузы почти на 10 миллиардов долларов, через него проходят 12% глобальной морской торговли и 30% контейнерных перевозок. Это продукты питания, медикаменты, топливо, зерно, а на десяти кораблях находятся тысячи голов фермерских животных, для их спасения понадобится доставка корма.
Как никогда очевидной стала опасность слишком большой зависимости Европы от производства самых востребованных товаров в Китае - они перестали поступать на континент, накапливаясь в пробке.
Сообщается, что в критический момент напичканный электроникой корабль вышел из-под контроля экипажа. Однако с механикой и двигателем у него все в порядке. Расследование не дает объяснения, в чем заключался отказ в управлении. Контейнеровоз глубоко сел на мель, уткнувшись носом в восточный берег канала. Целый рой буксиров пытался сдвинуть его с места, грунт пришлось вымывать не только из-под судна, но и рядом с ним, углубляя канал, чтобы корабль совершил разворот. Консультанты из датской службы морской разведки сообщают, что последствия от этой пробки будут ощущаться еще несколько месяцев.
Николай Иванов.
Фото: РИА «Новости».