Сирийские правительственные войска развивают наступление на севере, в провинции Алеппо. По словам президента страны Башара Асада, основная цель наступления - «пресечение снабжения террористов с территории Турции».
Сирийская армия уже контролирует значительную часть территории провинции Алеппо, включая многие районы ее столицы - крупнейшего города Сирии Алеппо. Хотя бои за Алеппо еще далеки от завершения - за несколько лет, прошедших после взятия города, группировка ИГИЛ (запрещена на территории России) создала там мощный оборонительный узел.
Однако террористам, несмотря на все их усилия, так и не удалось взять под контроль всю территорию города. Цитадель Алеппо, расположенная в центре города на холме 50-метровой высоты, оказалась им не по зубам.
Первые поселения на месте цитадели Алеппо, по свидетельству археологов, появились еще 8 тыс. лет назад. Во втором тысячелетии до нашей эры здесь была возведена первая крепость. Арабы постепенно превратили ее в мощное фортификационное сооружение. В 1415 г. у крепости появились новые башни и стены. Их окружил ров с водой глубиной 22 и шириной 30 метров. Гарнизон крепости мог долго выдерживать осаду - водой его обеспечивал колодец, вырытый на глубину 125 метров. В крепости были также построены хранилища для зерна и прочего продовольствия. Десятки тоннелей связывали ее с городскими кварталами.
Желающих захватить крепость Алеппо было множество. В XIII веке ее защитники сражались с монголами, в XVI в. цитадель Алеппо штурмовала армия турок-оттоманов. В наше время цитадели, внесенной в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, пришлось выдержать еще одну осаду и... выстоять.
Осаду цитадели отряды ИГИЛ начали в августе 2012 г. Им противостояла горстка защитников древней крепости, состоящая из нескольких десятков солдат и офицеров сирийской армии. Бойницы высоких стен стали идеальной позицией для ведения снайперского огня. Как и в Средние века, нападавшие не сумели даже с помощью самых мощных орудий пробить стены цитадели. Об интенсивности боев за цитадель свидетельствуют испещренные осколками стены и окружающие крепость разрушенные кварталы, откуда вели наступление террористы. Но защитники цитадели выстояли.
Однако значительную часть провинции Алеппо и многие районы ее столицы террористы захватили. В операции, разработанной в турецких штабах, участвовали боевики с опытом войны в Ираке.
Летом прошлого года вожди террористических группировок, получивших щедрую поддержку от турецких, саудовских и западных спонсоров, объявили, что захват цитадели Алеппо и полное уничтожение всех очагов сопротивления со стороны войск Асада и отрядов курдского сопротивления - вопрос считаных дней. Был создан новый центр по руководству операцией под громким названием «Покорение Алеппо». Начался новый, самый мощный штурм древних стен, но террористам ответили орудия цитадели. Она вновь прикрыла кварталы города, находившиеся в руках правительственных войск. Наступление было сорвано.
Ров цитадели не позволял приблизиться к ее стенам водителям-камикадзе в машинах, набитых взрывчаткой, тогда в июле 2015 г. был сделан подкоп, под стену подведены заряды взрывчатки, одна из секций стены оказалась разрушена, но штурм был отражен, террористы вновь отступили, оставив на подступах к крепости десятки трупов.
На протяжении всей сирийской войны цитадель оставалась неприступной армейской базой. Репортеры французского канала «Франс 2» сумели на днях добраться до цитадели. Они убедились в том, что сирийские солдаты полны решимости продолжать борьбу. Они не собираются сдавать цитадель и хранящиеся в ней древние реликвии врагу. Бойцы тщательно заложили тронный зал и древние барельефы мешками с песком.
До последнего времени связь цитадели с внешним миром продолжала осуществляться посредством тоннелей. И лишь на днях возникла возможность ее полного разблокирования, когда фронт внутри городских кварталов сдвинулся с места. После взятия городка Тамура сирийской армии осталось овладеть лишь четырьмя находящимися поблизости селениями, чтобы окончательно взять в кольцо террористов, так и не сумевших покорить мужественных защитников древней цитадели.
Николай Иванов
Фото REX/FOTODOM