События в мире. Новости политики
2697 | 0

Настоящие беженцы всегда возвращаются домой

Настоящие беженцы всегда возвращаются домой
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Ливия, Сирия, Ирак... Сотни тысяч беженцев из этих горячих точек наводнили Европу в поисках крова и лучшей доли. Это угроза или спасение для европейского континента? Прокомментировать ситуацию «МН» попросил посла РФ в Сирии в 1988-1994 гг., экс-представителя Президента РФ по боснийскому урегулированию Александра Зотова.

- Александр Иванович, как вы относитесь к беженцам?

- Я занимался беженцами во время войны в Югославии. Как-то, выступая в Боснии, сказал, что сам начал жизнь как беженец: отец меня в нежном возрасте отправил последним теплоходом в татарскую деревню из эвакуации. Я видел людей, просивших их пристроить. Они приходили в онучах, плетеных лаптях. Эти беженцы выглядели хуже, чем работающие на нашем дворе пленные немцы.

Видел и первых палестинских беженцев 1947-1948 годов. В 1961-м оказался в Гаазе (тогда он находился под административным управлением Египта). Там стояли войска ООН. В старых английских казармах жили люди. Не было еще никакого Арафата, был такой Керри. Он ходил и с гордостью показывал нам хозяйство: «Вот здесь у нас умирают от туберкулеза». Это мне не нравилось. Кстати, палестинские лагеря до сих пор существуют. Так что с беженцами я знаком не понаслышке.

- Сирийцы как-то выделяются в том потоке беженцев, который мы сейчас наблюдаем?

- Сирийцы - народ особый, спокойный. И не надо сравнивать нигерийца или, например, суданца с сирийцем: и менталитет, и историческая память у них разные. Представители средиземноморской породы - та категория людей, которая комфортнее всего чувствует себя именно на родине. Эта культура не сильно противопоставлена культуре юга Европы.

- Евросоюз не развалится от перегрузки беженцами?

- Нет. Он может развалиться только от диктата Германии. Кстати, приняв турок, Германия в свое время сумела резко повысить уровень своего производства - они встали к станкам. Почему сейчас выделяют сирийцев? У них руки хорошие, они работящие. В Европе из-за ее старения не хватает 13 миллионов рабочих рук. А вы говорите: наплыв арабов - 500-700 тысяч, - который всех изнуряет! Но чаще всего это люди, привыкшие работать, от них есть польза. Даже Новая Зеландия готова принимать сирийцев, потому что там нужно ремонтировать суда.

- А почему они стремятся прежде всего в Германию?

- Ориентируются на слухи. Поверье такое: мол, в Германии все налажено и ты можешь на что-то рассчитывать, дадут пособие, будут кормить и пр. Германия для них - нейтральная страна. Франция воспринимается негативнее - свежа еще историческая память, подмандатный гнет. В Англию вообще добраться тяжело, хотя многие хотели бы и в Англию. Небольшой поток старается попасть в Норвегию, которая не член ЕС.

- Как вам истории с перевернувшимися шлюпками и десятками трупов в закупоренных фургонах?

- Вокруг миграции возникла целая мафиозная структура с невероятными деньгами. Задача - ободрать людей как липку. Отсюда и отчаяние - ты кладешь на чашу весов свою жизнь, а шансов у тебя не много.

Кстати, сначала Сирия сама принимала беженцев из Ирака, тогда все сирийцам завидовали: спокойная жизнь, все дешево. Типичный нынешний человек смотрит глянцевый журнал и ему дурно: я здесь прозябаю, а другие сейчас в Майами. Но это же мнимые ценности. Скажите, зачем дорогущие часы, когда они показывают такое же время, как и дешевые? А вот у сирийцев гармония с самими собой, дружба с соседями, отсутствие хамства. Ни меня, ни мою жену не тянет в Америку, хотя мы 7 лет там прожили. А вот в Сирию - да. Русский человек чувствовал себя там хорошо. У нас там были десятки русских школ. Сирия была исхожена нами пешком вдоль и поперек. В Сирии есть то, чего нет у нас: там ночью можно пойти с семьей гулять, дети будут не драться, а слушать журчание ручья. Где вы такое найдете?

- А в Москве вы сирийца определяете? Ведь их 11 тысяч здесь...

- Конечно, определяю. Сирийская диаспора в Москве мощная. Они не лезут в политические свары, но люди серьезные, оборотистые, талантливые. Мы отправляем гуманитарную помощь в Сирию, оказываем содействие. Там есть нефть, пшеница, виноград... Все восстановят, я не сомневаюсь в этом.

- Сирии нужна помощь России?

- Нужна. Идет реальная война. Уже дольше, чем Великая Отечественная. Все измотаны. Но стало ясно, что есть общий враг - радикальный исламист. И как ни крути, армия - ударная сила, которая его сдерживает.

- Александр Иванович, когда последний раз были в Сирии?

- Перед началом войны в 2011 году. У меня там дом в Забадании, это ближе к ливанской границе. Не знаю, что с ним сейчас. Понимаете, Сирия очень важна для России, так же как в свое время и для СССР. Конфликт между официальной властью и оппозицией начался в марте 2011 года, когда массовые беспорядки, направленные против президента страны Башара Асада, переросли в вооруженное противостояние. Дай бог, если удастся подавить радикалов. В 1946 году я видел то, что осталось от Сталинграда. Теперь нечто подобное там, в Сирии. Жалко, что вымывается молодой производительный слой населения. Это, конечно, отразится на ее будущем. Но, с другой стороны, эта страна способна восстановиться. Почему Сирия развивалась осторожно, отставала от мировой динамики? Хотела сохранить свое. Это была «священная корова» Хафеза Асада. Но так они пытались оградить себя от того, что считали вредным. Там было все: хлопок, производство медикаментов, масса ремесленников, вкусная еда, мягкие отношения между людьми, не было дорожных происшествий... И привыкнуть к чему-то другому сирийцам трудно. Сирийцы привязаны к родине. И если будут признаки улучшения, они вернутся.

Елена Половцева

Фото GLOBALLOOKPRESS

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.