Вскоре после объявления их итогов в республике произошли драматические, даже трагические события, которых, по мнению многих политологов, можно было бы избежать.
В СОСТОЯНИИ СТРЕССА
Тогда председатель Витебского горисполкома Вадим Зарянкин одним из первых руководителей регионов выступил с весьма странной для чиновника речью: «Мы находимся в состоянии стресса. Притом все. Не только одна сторона: чиновники, власть. Но и протестующие молодые люди, которые «волеизъявляются» и у которых накопилось много вопросов к государству. Наверное, в итоге будет хорошо, потому что мы услышим друг друга. Много конструктивного, много полезного».
НА ПЕРЕПУТЬЕ
Журналист «Мира новостей» в Республике Беларусь не был ровно год. За это время в сознании граждан произошли такие большие перемены, что не заметить их было невозможно.
Первое, что бросилось в глаза при посещении культурной столицы Беларуси - города Витебска, - грустные и даже тревожные лица многих жителей, несмотря на то что в городе проходил праздник - фестиваль «Славянский базар». Воспитанные и предупредительные сотрудники местной милиции - прежде они были жестче, вероятно, их проинструктировали, что во время фестиваля нужно быть культурными и предупредительными. Правда, все это выглядело как-то неискренно.
Общение с местными жителями подтвердило мое предположение. Я интересовался, чем они живут накануне музыкального фестиваля. И люди откровенно говорили, что живут не столько предстоящими концертами, а ожиданием перемен.
- Концерты, спектакли московского театра «На Юго-Западе» и двух минских театров - это, конечно, хорошо, хотя цены на билеты кусаются. Но гораздо важнее перемены, о которых говорит президент Лукашенко. Он и пенсии обещает повысить, даже закон об этом принял, и выборы новые провести. И с терроризмом бороться, - перечислял, сгибая пальцы, пожилой житель Витебска Алексей Есин.
Я не удержался и спросил: если бы выборы прошли сегодня, за кого бы он голосовал - за нынешнего президента или за уехавшую в Литву Тихановскую? Мой собеседник ответил жестко: ни за того, ни за другую.
- Тихановская… ну какой она президент, смех один! Самым реальным соперником Лукашенко был Виктор Бабарико, председатель правления Белгазпромбанка. Но он получил 14 лет колонии усиленного режима за коррупцию и должен вернуть государству 18 миллионов долларов. А лично я год назад голосовал за Александра Григорьевича. Но после того, что произошло осенью… Да что там говорить, страна расколота, катится в пропасть, надежда только на Россию, - сказал мужчина и, завидев приближавшихся к нам сотрудников милиции, быстро отошел в сторону...
Для меня, увы, так и осталось загадкой, что же он имел в виду: чтобы Россия и Беларусь объединились наконец в единое государство или чтобы Россия в лице ее президента наконец сказала Александру Григорьевичу: хватит, довольно, уходите в отставку, проводите новые выборы, иначе терпение у людей закончится!
КТО ВИНОВАТ?
В том, что это терпение на исходе, мне довелось убедиться, общаясь с приехавшими на фестиваль гостями из Минска и других городов Беларуси. Под водочку с салом они, не называя имен, говорили:
- У нас за последний год настолько изменилось мышление, что мы очень ждем реальных перемен.
Один молодой человек, которого я знаю много лет, с ужасом рассказывал, как ожесточились люди, как стали друг друга бояться.
- Мы можем вместе, как и прежде, выпивать, ходить друг к другу в гости, но о политике не говорим. Потому что иначе начинаем спорить, ругаться, размахивать руками. Сколько семей за последний год, в основном молодых, распалось, сколько дружеских и товарищеских отношений пошли прахом, - эмоционально и с горечью говорил Максим К.
- А кто виноват в этом? Действовавшее не самым правильным образом руководство вашей страны или подстрекатели и враги из Польши, Литвы, других стран, которые хотят хаоса и беспорядков? - спросил я и услышал такой ответ:
- Мы сами. Граждане страны, которые хотят справедливости, свободы, перемен, но боятся потерять материальные блага.
Директор одного крупного завода под Минском, когда начались события, собрал начальников цехов, бригадиров и заявил: я никого за позицию осуждать не могу и не буду. Но если начнете бастовать, сразу уволю, желающих занять ваши места много. Мы не можем останавливать завод, подрывать экономику, оставлять людей и их семьи голодными. Ничего все равно не добьемся, а потеряем все…
И так рассуждали практически все руководители предприятий, которые были не в восторге от действий руководства республики.
Мало чем отличается позиция и молодых людей, совсем юных мальчиков и девочек, студентов и старшеклассников. 18-летний Никита Д., который провел детство в небольшом селе Чашинского района, а сейчас приезжает к бабушке на каникулы, говорит, что политика его знакомым, взрослым и подросткам, неинтересна и даже чужда. Лукашенко и его команде они не доверяют. Но и тем, кто против него, - тоже. Живут садами, огородами, книжки читают да самогон пьют…
Власть, надо отдать должное, за последние месяцы стала к людям относиться как-то человечнее, хотя в целом равнодушнее. Критикуют на кухнях ее, но не устраивают митингов и протестов, и хорошо. Озлоблять людей не стоит. Понимание этого есть у силовиков. Людям пообещали, что выборы президента проведут в ближайшее время. Союз с Россией окрепнет и обретет реальные очертания. И они терпеливо ждут.
И еще один момент. В прошлые годы, бывая в местном ГУМе, наблюдал толпы людей, как и на местных ярмарках. В этом году покупателей стало значительно меньше. И большинство были без масок, притом повсюду можно увидеть надписи: «Без средств защиты обслуживание не производится». Но никто не требует исполнения этих решений. И в этом тоже видится символизм: не ковид сегодня является главной темой в разговорах жителей города, его уже не так боятся, как в прошлом году. Как оказалось, есть вещи пострашнее коронавирусной инфекции…
Москва - Витебск - Москва
Андрей Князев
Фото: АП/ТАСС