Актуально сегодня
2110 | 0

Эксперт по финансам, налогам и банкам Александр Клишин: «Банки умалчивают о том, какие риски и угрозы для клиента несет предоставление личных биометрических данных»

Эксперт по финансам, налогам и банкам Александр Клишин: «Банки умалчивают о том, какие риски и угрозы для клиента несет предоставление личных биометрических данных»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Сейчас многие банки настаивают на предоставлении биометрии. Насколько это безопасно? Какие цели на самом деле преследуют финансовые структуры, запрашивая у клиента образцы отпечатков пальцев, голоса и сетчатки? Разобраться в теме помогает экономист, эксперт по финансам, налогам и банкам Александр Сергеевич Клишин.

– В чем преимущества использования биометрии в банковской сфере для клиентов?

– Предоставление биометрии открывает клиенту широкие перспективы, снимая ограничения на доступ к банковским услугам. Он может выбрать финансовую организацию, ориентируясь на выгодность условий, удобство его расположения и пакет предложений, – поясняет экономист Александр Клишин.

– Какие банки уже начали использовать биометрию?

– Идея использования био-данных на данный момент еще не реализована. Для осуществления любой операции потребуется личное присутствие клиента в банке и российский паспорт. Флагманом в этой сфере является Сбербанк – он единственный внедрил частичное применение биометрии: возможность подтвердить голосом определенные операции в сервисе Сбербанк Онлайн, – отмечает эксперт по финансам, налогам и банкам А.С. Клишин.

– Урегулирован ли вопрос использования биометрических данных в правовом поле?

– По сути, нет. Банки собирают био-данные полулегально, законодательная база по этому вопросу еще не создана. Соответственно, в случае возникновения каких-либо проблем из-за некорректного использования биометрии граждане не смогут получить достойную правовую защиту, – акцентирует внимание Александр Клишин.

– О каких рисках должен знать клиент?

– Важно понимать, что, предоставляя био-данные банку, человек дает официальное разрешение на их открытое использование. И отозвать свое согласие не получится – форма для подачи подобной заявки просто отсутствует. Кроме того, система хранения, применения и передачи биометрических баз данных не отлажена, нет профильных специалистов, обученных этой работе, – рассказывает экономист Александр Клишин.

– Насколько защищены биометрические данные клиентов?

– В настоящий момент в принципе не ясно, каким образом будет обеспечиваться электронная безопасность биометрии. Высоки риски, что заинтересованный сотрудник банка за определенное вознаграждение «сольет» ценные данные заинтересованной стороне. А пострадают от этого в первую очередь обычные люди! Потому что в случае утечки информации на цифровую копию клиента злоумышленники могут оформить крупный кредит, – предупреждает эксперт по финансам, налогам и банкам А. Клишин.

– Несмотря на то, что вопрос явно «сырой», идею с использованием биометрических данных активно пропагандируют. Почему так происходит?

– Необходимо понимать, что подобное нововведение рекламируется в первую очередь с целью удовлетворить запрос госструктур на получение максимально полных сведений обо всех гражданах, зарегистрированных на территории РФ. А не для удобства клиентов и улучшения сервиса банковских услуг, как это подается обывателю. Конечно, с точки зрения безопасности, сбор био-данных имеет смысл. Но при этом нарушается конституционное право россиян на защиту личных данных.

– Если подытожить, стоит ли предоставлять свои био-данные банкам?

– В настоящее время для этого нет никаких актуальных причин. Ни один банк пока не перешел полностью на использование биометрии в сфере предоставления услуг. Сам вопрос еще не урегулирован на правовом уровне, что порождает угрозу различных злоупотреблений и мошенничества. Поэтому стоит отложить решение до того момента, когда будет разработана законодательная база, и клиенты смогут рассчитывать на защиту государства в случае возникновения спорных ситуаций, – рекомендует экономист Александр Клишин.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.