Он более 50 лет в кино, в активе - роли Никсона, Гитлера, Пикассо, Хичкока, три номинации на «Оскар» и золотая статуэтка за роль психопата Ганнибала Лектера в «Молчании ягнят». При этом Хопкинс остается довольно простым человеком и доступной звездой.
Кроме таланта перевоплощения он обладает даром художника и композитора. Пишет картины, импровизирует за фортепьяно, его мелодии исполняются в престижных концертных залах. Творческая энергия не оставляет его в покое и является источником его вечной молодости.
- Почему вы согласились сыграть в таком необычном для вас фильме, как боевик «Трансформеры»?
- Когда режиссер Майкл Бэй предложил мне эту роль, я не колебался ни секунды. Я уважаю и ценю его как режиссера. Мне приходилось часто иметь дело с некомпетентными режиссерами, которые не понимают, что они снимают, бесталанными и ленивыми, имена которых я не стану называть. В отличие от них Майкл знает, чего хочет.
К моменту нашей первой встречи в его воображении весь фильм был уже отснят. У него репутация жесткого режиссера, как, например, у Оливера Стоуна, с которым я работал в фильме «Никсон». Но именно таких я и люблю. В конце года мне исполнится 80 лет, и я говорю себе, что это шанс, раз молодежь мною интересуется.
- Вы выбираете роли разумом или инстинктом?
- Я не люблю ломать себе голову и все анализировать. Люблю работать на съемочной площадке, отыгрывать мой текст и возвращаться домой с чувством удовлетворения. После 50 лет актерской карьеры, после бесчисленного множества фильмов, часто плохих, я по-прежнему испытываю огромное удовольствие от присутствия на съемках. Я люблю работать в коллективе и испытываю огромное уважение к техническому персоналу. Без них я просто не мог бы существовать!
- Вас считают одним из выдающихся актеров старшего поколения, при этом и одним из самых скромных...
- Большим актером можно назвать Лоуренса Оливье. Я же стал актером почти случайно, по причине непригодности к другой профессии. В школе я был двоечником по всем предметам и чувствовал себя непригодным к какой-либо нормальной деятельности.
В начале моей актерской карьеры я обожал играть в театре, где перепробовал большое количество ролей, но в один прекрасный день мне это надоело. Играть каждый вечер одну и ту же роль, произносить один и тот же текст - меня это убивает. Сегодня я предпочту гулять по пляжу в Малибу, любоваться закатом солнца, чем играть «Гамлета» на сцене театра.
- Марчелло Мастроянни обладал чувством юмора, схожим с вашим.
- Вы не могли сделать мне более приятного и лестного комплимента! Мастроянни - мой любимый актер. Его роль в фильме «Очи черные» Никиты Михалкова - один из самых великолепных номеров всех актерских времен.
Я нахожу смешными и нелепыми тех, кто часами на полном серьезе предается глубоким размышлениям о подходе к той или иной роли. Вся эта суета вокруг их «методики» просто абсурдна. Кто угодно может играть роли, особенно в кино.
Меня часто приглашают на читку текста ролей с молодыми актерами. И всякий раз мне хочется сказать им, что то, чем они занимаются, не имеет большого значения. Что завтра, если они займутся чем-то другим, Земля не перестанет вращаться, а кино - сниматься. Мне не хочется терять время с людьми, которые занимаются саморазрушением.
- Тем не менее вы признавались, что тяга к саморазрушению вам знакома.
- Это правда, в свое время я был на последней стадии алкоголизма и даже чуть не умер. Но в одно прекрасное утро я сказал себе, что жизнь - это не театр, что в ней нет репетиций и премьер. С этого момента я завязал с алкоголем.
- Вы помните эту знаменательную дату?
- Это было 29 декабря 1975 года. С тех пор я ни разу не притронулся к алкоголю.
- Существует мнение, что в актерской профессии можно рассчитывать только на себя, что никто не может дать вам хороший здравый совет.
- Ничего подобного. Когда я был еще дебютантом, тоже пережил период высокомерного самодовольства. Меня снедали бешеные амбиции, и я был в гневе на всю профессию и весь свет. Я принимал себя слишком всерьез, но это длилось недолго. Большинство актеров уверены в том, что они обладают чем-то особенным и неповторимым, изюминкой гениальности. Им, дескать, надо только раскрыться! В результате они получают одно разочарование за другим.
- Кто из молодых актеров, на ваш взгляд, заслуживает интереса и одобрения?
- Тип актера, который я предпочитаю, - это Мэтт Деймон. Он в кино довольно долго, и каждый раз я вижу его в интересном фильме, а его персонажи всегда правдивы и убедительны. Его роль в фильме «Талантливый мистер Рипли», прямо скажем, - экстраординарная актерская работа, а сам фильм один из моих самых любимых. Мэтт Деймон и Леонардо Ди Каприо - актеры, которые вызывают уважение и восхищение.
- Вы не боитесь конкуренции молодых, одержимых жаждой успеха?
- Что касается меня, то мне больше нечего доказывать. Я по-прежнему люблю мою профессию, но вкладываю в нее намного меньше энергии и амбиций. И вы знаете, в результате все стало намного интереснее, легче и забавнее. Сегодня мне доставляет намного больше удовольствия живопись, хотя я не обладаю никакой техникой, или игра на фортепьяно.
- Что вы предпочли бы оставить после себя - картину или симфонию?
- Мне совершенно безразлично, что будет после меня и что обо мне будут думать. Я люблю жизнь и наслаждаюсь ей. А когда ты мертв - это конец спектакля!
- Скажите, что для вас важнее - «Оскар», полученный за роль Ганнибала Лектера, или титул рыцаря, полученный от королевы Елизаветы?
- Обе награды - это большая честь, но я не могу сказать, что они изменили мою жизнь или взгляд на окружающий мир. Мир, в котором мы живем, продолжает оставаться хаотичным, и будущее не предвещает ничего хорошего. Тем не менее я продолжаю оставаться оптимистом, потому что оптимизм заложен в моих генах.
- Вы сыграли таких экстраординарных персонажей, как Никсон, Гитлер, Пикассо. Как, по-вашему, почему режиссеры обращаются именно к вам?
- Не забудьте Альфреда Хичкока - одну из самых сложных и одновременно самых любимых моих ролей. Это был настоящий артистический гений! Мне кажется, я понимаю монстров и сумасшедших, могу проникнуть в их психику и сознание, потому что я... один из них.
Когда ты играешь персонажей такого типа, очень важно не переборщить и не удариться в карикатуру. Но какие бы роли я ни играл, Ганнибал Лектер прилип ко мне навечно. И если меня просят продемонстрировать Ганнибала, то я не возражаю. (Актер со смехом делает знаменитую устрашающую гримасу.) Возможность сыграть в таком фильме такую роль представляется в жизни актера всего лишь один раз.
- А вы сыграли этого персонажа трижды. Согласились бы еще раз вернуться к этой роли?
- Нет, я с этой историей покончил. Я даже жалею, что согласился сняться в двух последующих фильмах - «Ганнибал» и «Красная комната».
- Вы готовитесь к какой-либо роли в настоящий момент?
- Заучиваю текст «Короля Лира» для съемок в кино, и это заставляет работать мой мозг. Я все время читаю, в основном исторические книги, пишу картины и продолжаю заниматься спортом два раза в неделю. Я хотел бы ничего не делать, но безделье для меня - самое трудное. Во мне постоянно бурлит энергия, которую мне трудно сдерживать, которая толкает меня к новым проектам и авантюрам.
- Вы хотели бы знать, сколько времени вам осталось жить?
- Нет. Терпеть не могу идею о том, что все заранее предначертано судьбой. Я часто вспоминаю свое детство. И когда оглядываюсь на пройденный путь, то осознаю, что прожил феноменальную жизнь.
У меня такое впечатление, что это были сплошные каникулы. Сознание того, что в этой жизни нет ничего совершенного, дает вам огромную свободу. Я не обладаю ключами мудрости и совершенства.
Знаю, что в большинстве случаев я не прав. Очень часто чувствую себя ограниченным и некомпетентным. Сократ говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю!» Именно тогда, когда человек уверен в том, что знает все, он становится опасен!
Людмила Гаршери,
собкор «Мира новостей»
в Париже