Сегодня 24 февраля 2018 г., суббота, 10:47USD 56.76 +0.1071EUR 69.63 -0.1746
Новости шоу бизнеса. Откровения звезд

Эдита Пьеха: «Каждый концерт - как последний»

1 августа 2015
hits 4521

Как конец июля, Пьеха сама не своя. «Если зрители не придут- значит, пора сворачивать удочки», - говорит она. Нет, пугать поклонников «последним концертом» Эдита Станиславовна не собирается. И все же... Через несколько дней нашей легендарной певице исполнится 78 лет, и она по традиции выйдет на сцену. По традиции - как в последний раз.

- Эдита Станиславовна, как всегда, волнуетесь перед концертом?

- Ну, конечно, от этого уже не отделаться. 30 лет назад я ввела эту традицию - в день рождения устраивать концерт для публики. Это мой праздник, и это лучше, чем застолье в каком-нибудь ресторане. Но каждый год волнуюсь, так уж устроена. Хотя удивлять никого не собираюсь. Сейчас идет уже 58-й мой концертный сезон, ничего нового ни для кого я не открою. Уже давно все новое - это хорошо забытое старое.

ЛИЧНОЕ

Эдита Пьеха трижды была замужем.

Первый муж - Александр Броневицкий- руководитель первого в СССР вокально-инструментального ансамбля (ВИА) «Дружба». В браке состояли с 1956 по 1976 г.

Второй муж - Геннадий Шестаков - капитан КГБ. В браке состояли с 1976 по 1983 г.

Третий муж - Владимир Поляков - сотрудник Администрации Президента РФ. В браке состояли с 1994 по 2006 г.

- А если брать не сцену, а жизнь, то лучшие новости - отсутствие всяких новостей?

- Наверное... Ну да, когда идешь навстречу 78-му дню рождения, уже нет всплесков, вулканы не извергают лаву, ничего такого не происходит. Жизнь течет спокойной рекой. Поэтому какие мои новости? Новостей нет, кроме того, что я стала дважды прабабушкой: сначала внучка родила девочку, а в прошлом году у внука сын родился.

- Недавно у вас еще один «родственник» отыскался. На госканале обсуждали его историю - жаловался, что ваша семья отказывается с ним общаться.

- Это не впервые, подобных самозванцев уже несколько было. Просто, к сожалению, в медицине существует такая отрасль - патопсихология. Человек что-то возомнил, внушил себе, и ничего с этим нельзя сделать. Вообще, у артистов, к сожалению, такие аномалии в жизни случаются. Меня они уже не удивляют - кроме улыбки, усмешки, ничего не вызывают.

- Посмеялись бы и над телевизионщиками, которые снимают о вас сериал. Тут почему не до смеха?

- Да, есть какой-то там сериал, какая-то Клаудиа, студентка из Польши. Я не давала добро на эту историю, сказала: хотите снимать - снимайте себе на здоровье, но это будет без меня. Ну подумаешь - кому-то захотелось что-то сделать про Пьеху. Могу только пожелать удачи сценаристу и режиссеру, если они пытаются создать какую-то байку. Но я просто не хочу, чтобы людей, которые 58 лет верили артистке по фамилии Пьеха, вдруг окунули в какую-то непонятную мешанину фантазий режиссера... Впрочем, я не революционерка, у меня нет спонсоров, я не дружу с богатыми людьми. Я не звезда - просто артистка, которая честно выступает 58-й год. Ну что, буду бороться с ветряными мельницами? Нет, я бессильна...

«Я ПОЛЬКА, НО Я НА СТОРОНЕ РОССИИ»

- История о том, что вас уже несколько лет не выбирают почетным гражданином Санкт-Петербурга, из той же серии?

- Ой, господи! Знаете, я почетный гражданин Кузбасса, почетный гражданин болгарского города Велико-Тырнова. Я почетный гражданин рабочего поселка Шатки, куда было вывезено 400 блокадных детей, - там выступала, и меня избрали почетным гражданином. А почетный гражданин Санкт-Петербурга... Видимо, это звание требует большего.

- И видимо, есть некие люди, которые этому препятствуют?

- Ну и на здоровье. Вы знаете, мне ничто в жизни не доставалось просто и с неба ничего не падало. И при получении народной артистки СССР мне препоны чинили. Тоже люди были против: как это так - иностранка, приехавшая сюда на учебу, и вдруг народная артистка Советского Союза! Но победили письма, победили люди, для которых я была народной артисткой, - в конце концов, с третьего раза это звание я получила. А почетный гражданин города Санкт-Петербурга... Ну что ж, это тоже приятно, очень приятно. Только у меня никаких особенных заслуг перед городом нет. Кроме того, что я как посол доброй воли представляла его почти в тридцати странах мира.

- По поводу заслуг все понятно. Удивляет другое: неужели в городе у вас есть недоброжелатели? Честно говоря, представить сложно.

- У всех есть недоброжелатели, жизнь так устроена. Давным-давно, когда только начинала свою артистическую жизнь, в какой-то газете меня очень сильно поругали. Я плакала. А директор нашего коллектива сказала: «Диточка, не солнышко, всех не обогреете». И это правильно. Я же изучала в том числе и философию: нет вечных истин и нет вечных ценностей.

- Вы вспомнили историю со званием народной артистки, когда вам припомнили происхождение. Сейчас все иностранное тоже не в чести. Каким-то образом ощущаете это на себе?

- Нет, я себя чувствую петербурженкой. Раньше меня часто спрашивали: вы родились во Франции, полька по национальности, живете в Советском Союзе - где же ваша родина? Всегда отвечала: родина моя там, где мой дом. Мой дом уже почти 60 лет в Ленинграде, в Санкт-Петербурге. Это моя родина, земля, с которой я сроднилась. Вообще, для меня этот город - настоящее открытие. Выросла же в шахтерской глубинке, и когда оказалась в Ленинграде, он произвел на меня необыкновенное впечатление. Я просто не верила, что хожу по улицам такого сказочно красивого города. И потом я знакомилась с людьми, с блокадниками, и все больше и больше понимала, что этот город стал моей судьбой. Он - моя любовь. И моя родина...

Эдита Пьеха с дочерью Илоной и внуком Стасом- Но вы полька, и этого не изменить. Скажите, когда перед 9 Мая отношения между Польшей и Россией накалились, вам было неприятно?

- Было неприятно, но я все равно на стороне России, потому что это мой дом. Да, я полька по крови и по происхождению, но живу я здесь и во всем, что связано с Россией, всегда отдаю симпатии этой стране.

- Эдита Станиславовна, как всегда, волнуетесь перед концертом?

- Нет, мне не нужно. Я просто любую ситуацию воспринимаю, как и любой россиянин, положительно по отношению к России.

- Скажите, а в Польше вас еще помнят? Вот если пройтись по Варшаве и назвать ваша имя, какая будет реакция?

- Нет, сейчас это уже нереально. Это в конце 60-х меня там знали. В 1968 году мы выступали в Зале конгрессов - это самый большой и престижный зал в Варшаве. Там присутствовали известные критики польские, среди них был Люциан Тедринский, который в свое время даже вел фестиваль в Сопоте. И он тогда написал огромную статью. Если вкратце: спасибо ансамблю «Дружба» - мы открыли новую страницу советской эстрады, а вот солистка этого замечательного коллектива нас удивила и расстроила: удивила тем, что она талантливая, расстроила - потому что могла бы прославлять польские песни, но, к сожалению, у нас ее украли русские. Прямо так и было написано - «украли русские» (смеется).

«МАМОЙ НЕ УСПЕЛА СЕБЯ ПОЧУВСТВОВАТЬ»

- Ну а теперь о приятном. Все-таки действительно лучшая новость - то, что вы стали дважды прабабушкой. Как вам в этом новом качестве?

- Вы знаете, все это очень эмоционально. Когда стала бабушкой, когда у меня родился внук Стас, я думала, что все это не про меня, что я сойду с ума. Что это такая радость, которая не помещается в моем сердце. А сейчас, став прабабушкой, я начинаю это воспринимать как еще большее сумасшествие. Я, Пьеха, - прабабушка. Смешно!

- Вы ведь в свое время даже мамой не успели себя почувствовать...

- Констатирую такой факт. Ни о чем не сожалею - я знаю, что Илона моя дочь. Но действительно есть такой ма-а-а-ленький вирус в моей голове. Я иногда ей звоню, говорю: «Привет, Лася, это тебе звонит твоя суррогатная мама». Восемь месяцев мы с ней были как мама и дочка, а потом... Потом она ездила с нами, на сцену выходила - когда я пела «Город детства», стояла в обнимку с папой. То есть пока не пошла в школу, Илона была с нами на гастролях, а потом - с бабушкой и дедушкой... Такая же судьба ждала и Стаса. Тоже постоянно ездил со мной, потому что дочка заканчивала театральный институт, ей было не до него. А у нас на гастролях он был сыном полка. Пока я пела, с рабочими сцены играл в нарды, ползал везде и всюду. Однажды в Биробиджане даже на крышу забрался - вызывали пожарных, чтобы его снять, концерт пришлось останавливать.

- Помню, Стасу лет пять было или шесть, когда вы представили его на всю страну: «Этого молодого человека зовут Стас Пьеха». Все аплодировали. Но почему вы решили дать внуку свою фамилию?

- В честь отца назвала. Думала, что рожу себе сына и назову его именем папы. Но получилось, что внук стал его продолжением... А почему фамилию свою дала? Вы знаете, в 1988 году я была в Афганистане. Нас, артистов, встречал наш замечательный посол, устроил нам торжественный обед. Там его внучка была. Я спросила ее: «Как тебя зовут?» - назвала фамилию посла. Он говорит: «А я опекунство над ней оформил. Родители живут далеко, она все время с нами, так пусть носит нашу фамилию, нам приятно с женой, мы старики...» И у меня сразу мысль: Стас, он со мной - могу ему свою фамилию дать. Тут же дочке позвонила, говорю: «Ты учишься в театральном, Стас со мной по гастролям ездит - давай я оформлю опекунство». - «Мама, мне все равно, какую Стас будет фамилию носить, он же моим сыном от этого быть не перестанет...» И абсолютно недоброжелатели не правы, когда говорят: дескать, фамилию ему дала, чтобы он был артистом. Я последней узнала, что Стас ушел на «Фабрику звезд»...

- Одно время между вами были некоторые разногласия - творческого плана. Все уже улеглось?

- Да нет никаких разногласий - каждый живет так, как он чувствует. Стас чувствует себя 30-летним парнем, а я - человеком, имеющим за плечами большую жизнь творческую. И каждый ведет себя соответственно своему нутру. Когда я начинала, про меня писали: «Кабацкая певичка, ей место в ресторане». Потому что я не пела «Са-а-а-ловей мой», пела другие песни, а потом еще микрофон снимала и шла гулять по сцене. Мне же, извините, было 20 с чем-то: танцевать я не умела, но мне хотелось быть ближе к публике. А потом еще стала комментировать свои песни - вообще обалдели все. Было же принято как - «Выступает...» и  - «У рояля...» Но моя природа требовала другого. Это было естество мое, потребность.

- Ну а сейчас на молодых какими глазами смотрите?

- Я не выступаю в роли наблюдателя. Но если кто-то яркий появляется - сразу вижу, долго этот человек продержится или нет, прогнозы почти всегда точные. Вообще, сейчас нет такого, как раньше. Клавдия Шульженко, Марк Бернес, Леонид Утесов - вся их жизнь прошла на сцене. А теперь в основном временные явления. Появится, вспыхнет. И как быстро эта звезда зажглась, так же быстро она и исчезает. Понимаете, артист - это, прежде всего, личность, персона. А что такое личность? Это не как все. Когда я в зале консерватории появилась в новогоднюю ночь с 55-го на 56-й год... Ну, студентка первого курса: в свитерочке, в юбчонке, с кичкой сзади - мне было 18 лет, даже не знала, что глазки красят. Я спела: «Аутобус червоный». И в зале была такая мертвая тишина. Дальше - взрыв, и потом эту песню я четыре раза повторяла. После концерта все приходили за кулисы, говорили: она ни на кого не похожа! Мы такого не слышали! Ее надо учить, обтесать - станет великой артисткой! Броневицкий сказал: «Нет, она такая, какая есть. Она ни на кого не похожа, в этом ее талант, и с этим она пойдет по жизни».

Эдита Пьеха«ВАЛЕРИЮ ПОКРИТИКОВАЛА, ПОТОМУ ЧТО ОНА МНЕ НЕБЕЗРАЗЛИЧНА»

- Некоторое время назад вы покритиковали певицу Валерию - обиделась девушка, а вместе с ней и ее муж Пригожин...

- Да, я читала. Но они должны вникнуть. Я ведь не критиковала Валерию, очень доброжелательно к ней отношусь, мне нравится ее вокал. Но мне хотелось, чтобы она у меня спросила: Эдита Станиславовна, а что вы имели в виду? А мне кажется, ей надо просто себя послушать. Вокал у Валерии хороший, но не хватает нюансов каких-то. Можно ведь по-разному спеть, скажем, «Я люблю тебя, жизнь» - можно как хор, а можно как Марк Бернес. Появятся нюансы, и она станет шикарной певицей.

- Кому еще советы дадите?

- Вы знаете, я, во-первых, не музыкант - я же не училась нигде музыке. Мое восприятие - интуитивное, но оно бывает очень близко к истине. Помню, как-то меня пригласили в жюри - в Сочи проходил конкурс. Там пел певец - ставленник ЦК комсомола, Калайда его фамилия. Вы слышали про такого? Он получил Гран-при. Спрашиваю председателя жюри Флярковского: «Что вы думаете об этом певце?» - «Хорошо поет». Потом Долина вышла. Все знали, что в это время она пела в ресторане «Жемчужина». Флярковский: «Тоже хорошо поет, но она же из кабака». Я возмутилась: «Так же неправильно: этот из комсомола - значит, он хороший, а эта из кабака - значит, плохая». Потом уже началось обсуждение. Все: Калайда, Калайда! А я говорю: «Стоп! Вот девушка по имени Лариса спела так, что у меня были мурашки. Вас интересует, что пока она поет в ресторане? Но ее, если найдет свои песни, будут помнить еще много-много лет, а Калайду вы на следующий год забудете». Кобзон говорит: «Правильно, Эдита, ты права! Я за Долину!» Нет, все-таки Калайде дали первое место, а Долиной второе, хотя поначалу вообще не хотели о ней говорить - кабацкая.

- Долина знает об этом факте?

- Да, она слышала и часто говорит: «Эдита Станиславовна, я помню, вы за меня голосовали». Отвечаю: «Ну и что? Я же была права!» Но про других я не могу ничего говорить, не могу быть судьей. Если про Валерию сказала, то только потому, что она мне нравится, она мне небезразлична. Вообще, я хочу, чтобы на нашей эстраде были исполнители, которых с первого раза можно запомнить, а не случайные, которых надо раскручивать с помощью клипов и проплаченных телепередач. Нет, «фабрик» не должно быть. Искусство - это не фабрика, не индустрия. Хотя у нас и «Фабрика звезд» была. Но много ли этих «звезд» задержалось?

- Напомнить? Тот же Стас Пьеха...

- Ну, я не хочу про него говорить. Не потому что у него моя фамилия... А потом, в нем что-то есть, вы знаете. Он очень скромный, у него вокал хороший. Какое-то время у Стаса была некая растерянность, он думал про джаз, до сих пор слушает английских певцов: Стинга и других. А я его все-таки пытаюсь перетянуть на Бернеса, хочется, чтобы он славянским был певцом. И не только певцом, но и исполнителем - в этом плане мне ближе французская школа, где на первом месте смысл песни, а не просто самолюбование и модная аранжировка... Сейчас со Стасом мы редко встречаемся, у него гастроли. Когда позвонит, я рада: рассказывает, как там, что. Проблемы есть, нынче публика не очень любит посещать концерты. И по этому поводу я тоже переживаю. Сейчас у меня «Октябрьский» зал, четыре тысячи мест, не знаю: соберу - не соберу. Но все это естественный процесс, потому что теперь публика больше тяготеет к каким-то другим интересам - у каждого есть интернет, у каждого свои развлечения. Раньше развлечение было - попасть на концерт к любимому артисту. А сейчас уже дома можно иметь это удовольствие.

- Сейчас со своей публикой вы отмечаете 78-ю годовщину. А через два года стоит ждать чего-то грандиозного?

- Да нет, я каждый свой концерт воспринимаю как последний. Хотя на моем счету много лет жизни на эстраде, все равно я каждый раз думаю: ну, вечных двигателей нет, когда же, Пьеха, ты закончишь это все?

- Зачем об этом думать?

- Об этом думать нужно. Не надо ждать, когда объявят, что твой концерт отменяется, потому что билеты не проданы.

- А вы каждый год этого боитесь?

- Конечно. Поэтому и готовлюсь к каждому концерту как к первому и каждый раз как к последнему.

- Но сами же говорите: сейчас сложные времена, и если ваш концерт соберет только 50 процентов зала?..

- Это значит: бери шинель - пошли домой. Пора сворачивать удочки... Вы понимаете, жизнь - это не только «можно», это еще и «нельзя». Нельзя падать духом, нельзя ронять свое достоинство, нельзя быть жалким, нельзя быть нищим душой. Надо быть всегда на высоте. И мне нравится такая жизненная позиция. Не надо играть кого-то - надо быть самим собой. Вы знаете, одна французская певица, когда ее спросили, в чем секрет ее успеха, сказала: «Же суи, ком же суи» - «Я такая, какая есть». Поэтому я считаю, что надо сохранять себя, беречь свое имя. И если надо будет уйти - я уйду, не заставлю просить себя дважды. Пока такого, чтобы публика мне намекнула на это, не было. Но будет - нет ничего вечного...

Дмитрий Мельман

Фото А. Кривцов, А. Цветков, FOTODOM.RU

 

 

 

Просмотров: 4521
Поделиться
Подписывайтесь на наш канал в Telegram! Чтобы подписаться на канал «Мир Новостей» в Telegram, достаточно пройти по ссылке https://t.me/mirnov с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.


Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.

Популярное
Дневная сонливость оказалась признаком опасной болезни
Эксперимент, проведенный учеными из Соединенных Штатов, показал, что люди, которых днем частенько клонит в сон, сильнее подвержены развитию болезни Альцгеймера.
18 февраля 2018
Социологи узнали, сколько россиян готовы проголосовать за Собчак
Социологи из фонда «Общественное мнение» выяснили, сколько россиян готовы отдать свой голос за Ксению Собчак .
19 февраля 2018
Россияне определили аутсайдера президентских выборов
ВЦИОМ выяснил, к кому из кандидатов в президенты россияне относятся с наибольшей неприязнью.
19 февраля 2018
Пенсии предложили повысить с 1 апреля
Минтруд предлагает с 1 апреля повысить социальные пенсии россиян.
20 февраля 2018
Найден новый способ замедлить старение
Группа ученых из Португалии в ходе одного из последних исследований выяснила, что помочь в борьбе со старением может предупреждение роста нездорового числа хромосом - анеуплодии.
19 февраля 2018
Андрей Норкин после драки находится в приподнятом настроении
Известный теле- и радиоведущий Андрей Норкин , после драки в программе телеканала НТВ «Место встречи», как рассказывают его коллеги, находится в приподнятом настроении и готовится к новым эфирам и возможным потасовкам с теми, кто по-хамски ведет себя в студии.
вчера в 14:11
Загрузка...