Сегодня 17 августа 2018 г., пятница, 22:15USD 66.87 -0.0175EUR 76.18 +0.1272
Новости шоу бизнеса. Откровения звезд

Николай Бурляев: «Актер - не мужская профессия!»

4 сентября 2013
hits 5044

 

Блистательный, тончайший актер. Сложный, глубокий, многослойный человек. Столько всего намешано!.. В интервью “Миру новостей” Николай Бурляев, звезда советского кино и президент славянского форума искусств “Золотой Витязь”, буквально излил душу. И это вряд ли можно назвать преувеличением...

- Николай Петрович, ваш офис находится на территории монастыря. Это ведь символично?

- Это вышло, можно сказать, закономерно, потому что с истоков создания “Золотого Витязя” нас поддерживал патриарх Алексий, а теперь святейший патриарх Кирилл... Нет, у нас был офис в центре города. Но потом нам повысили арендную плату, пришлось уйти, то есть нас практически выжили оттуда. Тогда приютил Андреевский монастырь. И как-то очень удобно все получилось. Здесь, в школе при монастыре, учились дети мои младшие, здесь мы живем рядом, здесь я работаю. И здесь очень покойно...

- Да, место замечательное. Но вы сказали: “нас выжили”. То есть патриархия поддерживает, а государство нет?

- Не могу так сказать. Несмотря на то что практически всегда я был в оппозиции, Минкульт постоянно нас поддерживал, даже при Ельцине, к которому я относился критически и этого не скрывал. То есть поддержка существует. Правда, мизерная. И каждый год приходится участвовать в каких-то глупых конкурсах. Кто это ввел, чья больная голова придумала, чтобы я участвовал в конкурсе на свой кинофестиваль, который сам же и организовал?..

- Думский Комитет по культуре возглавляет Станислав Говорухин, с которым, насколько известно, у вас непростые отношения. Ему даже приписывают фразу: “Почему мы должны давать деньги этому исусику?”

Николай Бурляев
«Иваново детство». 1962 г.

- Я этого не знаю, это из разряда слухов. Не думаю, что Станислав Говорухин опустился до подобной реплики, это не его стиль. Хотя... Да, у нас непростые отношения. По кино мы практически не были знакомы. Однажды я пробовался у него на роль Пятницы в “Робинзоне”, не был утвержден - этим и ограничился наш контакт. Мы жили как бы в разных потоках, почти не соприкасались. До тех пор, пока он не снял фильм “Великая криминальная революция” и не попал в оппозицию к режиму, в полосу отчуждения даже собственных друзей. Тогда именно наш фестиваль пришел на помощь. Мне понравился этот фильм, я счел необходимым поддержать Говорухина в трудное для него время, присудить ему “Золотого Витязя”. Но опала продолжалась, и на следующий год я решил еще более укрепить его - вручить золотую медаль имени Бондарчука за выдающийся вклад в кинематограф. Хотя, конечно, до выдающегося вклада еще надо было работать. А потом как-то в разговоре Марк Рудинштейн объявил мне о том, что у “Кинотавра” отныне будет государственный грант. Я задал вопрос: “А как же “Золотой Витязь”?” Он ответил: “Есть четыре кинофестиваля, которые будут поддержаны, - тебя там нет”. И тогда я подумал: а почему нет? Пошел в Госдуму, узнал, как делается строка в бюджете. Оказалось, что для этого необходимо представление от профильного комитета, то есть от Комитета культуры, который тогда уже возглавлял Говорухин. Я подумал: ну здесь-то проблем не будет, мы же как бы единомышленники. И вдруг узнаю о том, что Говорухин против того, чтобы дать строку “Золотому Витязю”. Меня это удивило, я пришел к нему в Думу, задал вопрос: “Это правда, что ты против?” “Да, я против. Что, - говорит, - у тебя самый лучший кинофестиваль?” “Да, - сказал я ему, - самый лучший. Ты что, этого не понял до сих пор? Что это не очередная пьянка у Черного моря или где-то там еще, а единственное соборное место позитивных сил, деятелей экрана планеты. Я тебе все это должен объяснять? Ты же это сам все видел”. “А что я скажу Марку Рудинштейну?” - попыхивая трубочкой, спросил он. И я ему прямо объявил: “Марку скажешь: если будет работать в таком же плане, как и Бурляев, то есть в позитивном, а не в маргинальном, то и он получит строку”. “Нет, - ответил Говорухин, - я государственный человек, буду против”. Тогда глаза в глаза я сказал ему: “Все равно этого добьюсь”. И добился. Как вышло, это уже другая история, но общее собрание Думы, несмотря на позицию Говорухина, проголосовало за то, чтобы у “Золотого Витязя” появилась строка в бюджете.

«МНЕ ДАЛИ ПОНЯТЬ, ЧТО Я ПОЛНОЕ НИЧТОЖЕСТВО»

- Вообще вы упертый человек, да? Если что решили, с пути не сбить?

- Я не упертый,  я - целеустремленный.

- Часто приходилось лбом стену прошибать?

- Все время... Скажем, когда стал режиссером, на первый свой фильм я поставил все в этой жизни, пошел просто ва-банк. Три дипломника: я, Наталья Бондарчук и Игорь Хуциев, снимали киноальманах по роману Салтыкова-Щедрина “Пошехонская старина”. Каждый взял по новелле, я сделал - “Ванька-Каин”. И именно эта новелла в 1975 году была отправлена на международный фестиваль в Оберхаузен и получила главный приз за лучшую режиссуру. И прессу такую, после которой мне на десять лет перекрыли дорогу в большое кино... Вроде бы радоваться надо - появился новый режиссер, молодой, и его отметили за границей. Но как отметили! Я не был в Оберхаузене, не думал, что будет какая-то премия, потому что это история крепостных времен еще - о дворовом цирюльнике, идущем против воли барыни. Она его отправляет в рекруты, он оттуда убегает, его ловят, она его опять отправляет. И это значит - на гибель: сквозь строй, сквозь палки. А он всем видом показывает, что его дух не сломить - окованный по рукам и ногам, поет и играет. Так вот западная пресса прочла это как фильм русского диссидента. И моего “Ваньку-Каина” поставила в один ряд с опальными фильмами того времени. “Зеркало” Тарковского, “Агония” Климова, “Листопад” Иоселиани... Вот эти все картины - и вдруг мой дипломный “Ванька-Каин” туда же! Те, кому надо, читали западную прессу. И десять лет мне не давали снимать кино.

- Через десять лет вышел ваш “Лермонтов”. Но за него вы тоже получили по полной программе.

- Этот фильм закрыл мне путь в режиссуру практически окончательно.

- Насколько помню, было скандальное обсуждение картины на знаменитом 5-м съезде Союза кинематографистов. Что там произошло?

- У меня есть стенограмма этого судилища, как окрестил его Элем Климов, - он вел это собрание, где меня просто распинали. За что? Критики как таковой не было вообще. Просто говорилось, что фильм плохой, что там участвуют одни родственники Бурляева...

- Да, семейственность у нас не поощряется.

Николай Бурляев
«Военно-полевой роман». 1983 г.

- Ну как - режиссеры всегда собственных жен снимали, не я первый... Сейчас уже к тем, кто устроил эту кампанию травли, отношусь с улыбкой и пониманием. А это была именно кампания, именно травля!.. Фильм к тому времени еще не вышел, прошла только премьера в Доме кино. Причем эти же критики меня и торопили. Мне-то польстило - еще монтирую фильм, а уже звонят из Дома кино: а вы успеете к 10 мая? Глупый был, думал: надо же, как ждут фильм мой. А ждали-то для расправы кровавой... Я помню, как 10 мая 1986 года вывел на сцену Дома кино человек 35 киногруппы и как мне было трудно. Я ведь, будучи человеком очень тонкой душевной организации, всегда чувствую зал. И если ощущаю негатив, я не могу говорить, начинаю заикаться. А тогда я так заикался! Смотрел в зал и видел: вроде приятели, но с такой ненавистью глядят, что у меня просто речевой аппарат отказал... А через несколько дней - Кремль, 5-й съезд. На сцену выходит какой-то человек маленького роста, какой-то новый критик. Это потом я узнал, что его фамилия Плахов, он практически прославился на этой речи. Потому что при Горбачеве, при членах Политбюро вдруг понес такое! Что это позор нашего кино, что там участвуют родственники и так далее... Ну такого стыда у меня в жизни не было! Мне дали понять, что я полное ничтожество: и как режиссер, и вообще как личность. В антракте я ушел, потому что не мог сидеть в зале после того, что услышал. А потом встретился с Бондарчуком. Сергей Федорович тоже был там, и по нему тоже били. Но он оказался сильнее меня, остался. “Ты ушел, - сказал Бондарчук, - а я в перерыве подошел к двум известным людям (он обозначил мне их имена: это были режиссер и актриса, оба уже в возрасте). Слышу: говорят о фильме твоем. Задал вопрос актрисе: “Вы видели картину?” Она ответила: “Да, я видела. Коленька такой милый мальчик, но он еще так молод, ему надо было еще пожить...” Потом спросил режиссера: “А ты видел фильм?” - “Да. Мне фильм  не понравился!” И тогда, говорит Бондарчук, я им сказал: “А вы знаете, что этот фильм  практически первый показал ту силу, которая нам всем жить не дает”. “Какую силу?” - спросила актриса. “Книжки нужно читать”, - ответил Бондарчук, и она отошла в сторону... Потом я поехал к Никите Михалкову на дачу - показать ему этот фильм. Никиты не было, меня встретила его мама - чудесная, удивительная Наталья Петровна. Я показал ей картину, рассказал о травле. Помню, она руку взяла мою, по голове погладила, как в детстве, и сказала: “Коленька, так они тебе завидуют...” Этой мысли я не допускал. Потом стал анализировать: кто начал кампанию? Мой старый приятель, которому, как актер, я помогал в его первой режиссерской работе, - Сергей Соловьев. Оказывается, он тоже хотел делать фильм о Лермонтове - ему не дали, дали мне... Но, кроме зависти, здесь был еще один момент. Вроде 86-й год: гласность, перестройка. Все можно говорить... Оказывается, нет. И получилось так, что в фильме “Лермонтов” я тронул запретную тему, о которой сейчас уже открыто говорят, - тему масонства.

«МАСОНСКИЙ ЗАГОВОР ВИДЕН НЕВООРУЖЕННЫМ ГЛАЗОМ»

- Как раз хотел вернуться к словам Бондарчука.

- Да. Я эту тему поднял очень тактично. Но, работая в архивах, общаясь с пушкиноведами и лермонтоведами, я увидел, что к гибели Пушкина и Лермонтова причастен один и тот же круг лиц - русофобов, травивших наших поэтов. Причем тень министра иностранных дел России, карлика Нессельроде (его рост был метр пятьдесят с чем-то), горбуна, урода, маячит за гибелью не только Лермонтова и Пушкина, но и Грибоедова. Михалков, когда задумал делать фильм о Грибоедове, тоже отнесся к этому очень серьезно. Он побывал в австрийских архивах и увидел, что Нессельроде был практически австрийским шпионом: отчитывался обо всем, что делается при русском дворе, лично австрийскому императору.  То есть Нессельроде - это практически враг России... Вот такая история. И я это тактично показал в фильме. Не называя все своими именами, просто показал черную комнату, где вершится заговор, элементы масонских символов. Те, кому нужно, это прочли. Они поняли, куда я веду. И это главная причина, а не то, что фильм плохой.

- Извините, Соловьев - масон?

- Это нужно у него спрашивать.

Николай Бурляев
«Лермонтов». 1986 г.

- Но вы не исключаете?

- Я могу только сказать, что ложи масонские и ныне есть в Москве, в Петербурге и во многих крупных городах России. Еще в советские времена в программе “Время” видел интервью с гроссмейстером французской ложи, который открыто говорил о том, что он прилетел открывать ложи в Ленинграде и Москве. Это 87-й год!..

- Хотите сказать, масоны и сейчас влиятельны в России?

- Они всюду влиятельны. Ничего не изменилось. Я ведь даже был однажды в их клубе “Ротари” - здесь, в центре города. И мне братья хвастались, кто члены их клуба. Имена очень известные, не буду называть...

- Николай Петрович, так неужели опять угроза масонского заговора, как в старые добрые времена?

- Вот вы смеетесь, а есть потрясающий анекдот на эту тему. Идут две коровы, одна другой говорит: “Ты знаешь, по-моему, нас откармливают для того, чтобы зарезать”. Вторая отвечает: “Вот вечно тебе эти заговоры мерещатся...” Так что мне ничего не мерещится, заговор виден невооруженным глазом. Чего масоны хотят? Естественно, власти над миром. Это уже понятно, об этом всюду говорится - о золотом миллиарде, о перенаселении, о том, что уничтожают людей через вирусы, через СПИД. Африку уничтожают, тормозят движение России. Очищают мир.

- Вы знаете, найти виноватого у нас во все времена любили. А к слову “масон” еще добавляли приставку “жидо”...

- Да при чем тут это, масонство вне национальностей...

- Но про вас часто говорят: русофил, националист...

- Это полный бред. Я люблю всех, и это доказывает кинофорум “Золотой Витязь”, где участвуют 60 стран мира. Да, изначально мы декларировали, что это фестиваль славянских православных народов. Но сейчас посмотрите: Перу, Израиль, Иран, Япония, Китай, Австралия... Кого только нет. Но мы приглашаем только тех, чья душа чиста. И чья душа ищет Господа, устремлена к поиску истины и совершенства.

- Активно не снимаетесь вы уже довольно давно - после “Мастера и Маргариты” 1994 года. Это как-то связано с вашим верованием?

- Ну, конечно, с этим тоже. Я пытаюсь следовать нравственному закону, который живет в сердце моем. Поэтому не могу принимать для себя роли подонков, предателей Отечества - то, что сейчас предлагается. Предпочитаю не поддаваться соблазну. Сняться в одном фильме - это же определенная сумма. А если в двух, в трех? Есть всегда такой соблазн. И актеры, которые ему поддаются, оправдывают это тем, что у них семья, дети...

- То есть, сыграв Иешуа, вы в принципе уже попрощались с актерской профессией?

- Я к этому готов абсолютно, и никакого сожаления по этому поводу у меня нет. Поскольку вырос уже из актерских штанишек. У меня нет тщеславного желания красоваться на обложках глянцевых журналов. И самое главное - я понял цену тому, чем мы занимаемся, делая кино.

- Она низкая?

- Очень низкая. Актерская профессия аналогична древнейшей. Это торговля собой: своим телом, своей совестью, убеждениями. Куда поманят, туда ты и идешь. Оправдываясь тем, что нужно как-то жить, кормить детей, продаешь самое святое... Помню, как после “Иванова детства” и “Андрея Рублева” я начал играть в год по пять, по шесть ролей. И помню ужас Тарковского, которого как-то встретил в Доме кино. Он прямо сказал: а зачем, Коля, ты это делаешь? Зачем играл там-то, там-то? Ты не торгуй собой. Умирать будешь, есть будет нечего - все равно береги свою душу, не разменивай ее. Время придет, потребуется что-то, а ты уже исчерпан... После этого я стал отказываться. Удивлялись все родственники, они меня подталкивали: у тебя же нет машины, нет дачи - если бы снялся в этой роли, ты бы купил... А после “Полевого романа” посыпалось столько предложений, сколько не было никогда в жизни. 80 главных ролей! Причем каких - монофильмы, монороли! Я отказался от всего.

- И никаких сожалений?

- Абсолютно. Мне жалко коллег, актеров. Они как дети малые: и это хочется, и это. Чтобы покрасоваться. Не мужская профессия. Посмотрите, мол, какой я хороший: и так могу, и эдак - ну посмотрите!..

«КАКОЕ ПРАВО Я ИМЕЮ ИГРАТЬ ХРИСТА!»

- Получается, разочаровались в профессии?

Николай Бурляев
«Мастер и Маргарита». 1994 г.

- Да... Впрочем, я никогда и не очаровывался. После “Иванова детства” в 15 лет я попал в Театр им. Моссовета к Завадскому. Моими партнерами стали Мордвинов, Орлова, Марецкая, Раневская, Бирман, Плятт... Я был сын полка. И любил театр всем сердцем! Мне было жалко оканчивать спектакль. В течение трех часов на сцене ты живешь абсолютно другой жизнью. А потом идешь в свою гримерную и видишь в зеркале этого Колю Бурляева, заику, который тебе абсолютно не интересен, с которым и поговорить-то не о чем. Но тогда, пацаном еще, я понимал, что не буду этим всю жизнь заниматься.

- Когда согласились на роль Иешуа, уже чувствовали этот конец?

- Да. Я начал чувствовать отчуждение от этой профессии после “Лермонтова”.  А Иешуа - это просто исключение, поскольку сам, как режиссер, я хотел делать фильм по Евангелию, но не рискнул. Долгие годы это вынашивал, спрашивал у духовных лиц, а имеем ли мы, грешные кинематографисты, право касаться таких высоких тем. Ответы были главным образом - нет, нельзя. Но одно духовное лицо мне ответило так - что, поскольку есть экран, кинематограф, он влияет на миллионы людей, и вам Господь дал вот этот фронт борьбы за душу человека, вы не только можете, вы должны это делать. Потому что все равно будут снимать фильмы и о Христе, и по Евангелию. Весь вопрос: кто это будет делать и как?

- Но “Мастер и Маргарита” - далеко не однозначный роман с точки зрения церкви. Были на этот счет сомнения?

- Все время. И из-за этих сомнений, после убедительной кинопробы, когда был утвержден худсоветом, на звонок с просьбой приехать и подписать договор я ответил отказом. Я мучился, во мне все время шла борьба: желание сделать это и понимание того, что недостоин. Какое я имею право играть Христа? Кто я такой? Грешный человек! Тогда перевесило вот это, и я год был в отказе. Потом они опять предложили, и я дал согласие.

- За это время что-то изменилось?

- Изменилось отношение мое. И последняя капля, перевесившая чашу весов, была в следующем. Моя сестра Людмила поехала на остров Залита к отцу Николаю Гурьянову - к старцу, к которому ездило пол-России. Он ее принял, и она пожаловалась: вот мой брат дал согласие, мы все его отговариваем, мы против того, чтобы он играл эту роль... И вдруг ей старец отвечает: “Зачем вы это делаете? Все по промыслу Божьему, да будет так”. И это стало последним толчком к тому, чтобы я ответил “да”. Но сразу объявил режиссеру, что буду сниматься при условии, если он даст мне право удалить из текста моей роли (на большее не посягал) антиевангелиевские фразы. Они там есть. И еще у меня была идея. Очень дерзкая. Понимая, что роман Булгакова написан с позиции Воланда, что он главный герой - он обаятельный, он царствует, карает и милует, - внутри себя я решил, что попробую дать бой Воланду на его территории и одержать победу. Конечно, никому об этом не говорил. Но когда фильм был окончен, я пришел его посмотреть. Сел с намерением раскритиковать все то, что там делал, - а я, как актер, всегда вижу, где плохо играю, где наигрыш, где штампы. И первый раз в жизни не смог придраться ни к чему.  Я видел на экране не себя, а другого человека.

- Но вас-то на экране мы еще увидим?

- Вы знаете, после перерыва - а я 13 лет отказывался - мне предложили роль императора Николая в “Адмирале”. И я подумал: ну что, потерял профнавык, что ли? Надо попробовать. И когда работал в кадре, все было точно так же, как и прежде. Ничего не потеряно - обретено только больше. Я профессионал, это я знаю. И я берегу имя и силы для чего-то очень серьезного. Знаю, что еще появлюсь на экране. И в таком облике, в такой роли, которую, быть может, люди и не ждут...

Дмитрий Мельман

 Фото PHOTOXPRESS, FOTOBANK.COM

 

 

Просмотров: 5044
Поделиться
Подписывайтесь на наш канал в Telegram! Чтобы подписаться на канал «Мир Новостей» в Telegram, достаточно пройти по ссылке https://t.me/mirnov с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.

Оставайтесь с нами. Подпишитесь на канал в Яндекс.Новости и получайте актуальные и проверенные новости.

Добавить в «Мои источники» на Яндекс.Новости



Комментарии (1)

Добавить комментарий

RSS-лента RSS-лента комментариев

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.

Популярное
Главу австрийского МИД раскритиковали за приглашение Путина на свадьбу
Владимир Путин получил приглашение на свадьбу министра иностранных дел Австрии Карин Кнайсль и ответил согласием. Несмотря на то, что приглашение не имеет отношения к политике, Кнайсль подверглась резкой критике. Министру даже предложили добровольно покинуть свой пост.
сегодня в 15:28
Володин допустил упразднение государственных пенсий
Спикер Госдумы Вячеслав Володин в рамках встречи с жителями Саратова высказался о возможном отказе от государственных пенсий. Парламентарий объяснил идею серьёзным дефицитом Пенсионного фонда.
13 августа 2018
Учёные признали пользу соли
Соль – белый яд, а сахар – сладкий яд. Об этом многие из нас помнят с самого детства. Однако, на самом деле соль не просто полезна для человеческого организма, но и является незаменимой для здоровья сердечно-сосудистой системы.
11 августа 2018
Учёные: свет от экранов гаджетов приводит к слепоте
Американские учёные выявили опасность синего света, исходящего от экранов мониторов, гаджетов и смартфонов. Он способен менять структуру важнейших молекул сетчатки глаза, что приводит к слепоте.
11 августа 2018
Долгий сон ведёт к преждевременной смерти
Исследование, проведенное учеными из британского Килского университета, показало, что люди, спящие более 8 часов в сутки, наиболее подвержены риску преждевременной смерти.
12 августа 2018
Говядина может погубить человечество
Группа учёных из Университета Каира считает, что первым источником опасных и практически неуязвимых бактерий может стать говядина и прочие виды мяса, выращиваемые на фермах, где применяются антибиотики.
12 августа 2018
Загрузка...