Наш любимый д’Артаньян давно уже стал телевизионным персонажем. Любое телешоу пытается заполучить в жюри этого колоритного и элегантного острослова, но чаще всего Михаил Сергеевич отвечает отказом. Каковы же критерии и что вообще Боярский думает о сегодняшнем ТВ?
- Михаил Сергеевич, так что же сейчас с телевидением? Либо пародии на известных персонажей, либо перепевки старых хитов - нового ничего нет...
- Сложно что-то новое придумать.
- Но тут вопрос в другом: мы не можем или не хотим?
- Я не могу. Правда, никогда не занимался этим всерьез. Но я бы и не рискнул браться, это очень сложно. Недаром все проекты у нас покупные, лицензионные. Кроме «Что? Где? Когда?» своих, по-моему, нет. И тот, кто придумал что-то интересное для зрителей, тут же становится миллионером. Допустим, француз, который устроил эти бои с быками («Большие гонки». - Ред.). Проект, мягко говоря, не самый лучший. Да и чего только не было - и артисты друг другу морды били на ринге... Это все от скудости ума. Но тот француз - миллионер!
- Говорит само за себя - значит, народу нравится.
- Наверное. Но эти все программы запатентованы, делаются строго по схеме: шаг влево, шаг вправо - расстрел. Любая программа, будь то «Кто хочет стать миллионером» или какая-то еще. И ничего творческого внутри передачи сделать практически невозможно. В «Вечернем Урганте» даже декорации те же самые, то есть только так и не иначе. Но эти проекты востребованы, у них большой рейтинг. Поэтому покупают то, на чем можно заработать.
- Причем без всякого риска - продукт уже опробованный, обкатанный. Следовательно, стимула создавать новое нет...
- Нет, пожалуйста, можете. Ведь это же еще и стимул к тому, чтобы что-то придумать. И ваша передача будет запатентована, пойдет по всему миру, вы станете миллионером. Если, конечно, хватит мозгов... А то, что ничего принципиально нового не появляется, - ну другой футбол вы не придумаете. Футбол придуман раз - и все: хоть стой, хоть падай. И там уже уперлись рогом в стенку. Значит, и это тоже ненадолго. Я думаю, лет через 20-30 телевидение как таковое себя изживет, начнутся какие-то интернетные дела. Ну это жизнь. Пики, бубны, черви, трефы - все, других мастей нет. И все карты уже замусолены, уже порваны, склеены... Нет, можно, конечно, давайте, например, шахматы возьмем. Но смотреть не будут. Есть канал «Культура», который идет без рекламы...
- С рейтингом 1,4 процента.
- Увы. Я смотрю «Культуру» с удовольствием и довольно часто. Футбол, новости обязательно. Ну и иногда «Голос» успеваю. Сериалы переключаю. Сейчас появилось большое количество артистов, которые называются «звезда сериала». Вот это для меня загадка большая. Король двора, принц автобуса - ну что-то в этом роде. Поэтому актеры играют все хуже и хуже. И не потому, что не хотели бы играть лучше, у них материала нет никакого. А режиссеры еще ничему не научились, потому что самое главное - сделать длинную сериальную историю. Все равно же будут смотреть. Это повара, которые не умеют готовить. Как в армии: напихал туда бог знает чего - жрут все. И еще маршируют.
- Сериалы - главный источник вашего раздражения?
- Если их смотреть, то да.
- Но с кино ситуация не лучше. Новое не нужно - «Ирония судьбы. Продолжение», «Служебный роман. Наше время», «Джентльмены, удачи!»...
- Я могу согласиться, что это второсортная продукция. Но есть и первосортная. Фильмы Звягинцева, например. Да и старое можно посмотреть. Я, как ни странно, до сих пор смотрю, не могу оторваться от «Места встречи изменить нельзя». Но! Если включить телевизор, то каждый день идет один и тот же сериал по какому-нибудь каналу. Раз - «Шерлок Холмс». На следующий день - «Шерлок Холмс», «Шерлок Холмс»... Это я уже смотреть не могу и, конечно, не буду. А почему-то «Местом встречи», Высоцким я загипнотизирован и не могу переключиться. С удовольствием смотрю по пятнадцатому разу «Собачье сердце». Но тоже уже начинает набивать оскомину. А так - ждешь, конечно, чего-то интересного. И в основном пользуешься слухами...
- Ваша дочь Лиза сейчас одна из самых популярных актрис. Но судя по тому, что вы до сих пор говорили, и фильмы с ней у вас могут вызывать раздражение.
- Рано или поздно это случится. Потому что чем дальше, тем хуже со сценариями. Ну сколько можно «Трансформеров» смотреть? Это же идиотизм! Ну а если все сходят с ума - значит, так тому и быть. Кино - это же вообще иллюзион. Фокус! Ну нельзя к нему всерьез относиться - взрослые же люди, хватит дурака валять. Ну так тебя загримируют, ну так ты покривляешься, ну эдак... Проще на телевидении посидеть в кадре два часа и посмотреть, как пародируют кого-то, - это чистая развлекаловка, шоу. А на Сокурова кто сейчас пойдет-то? Сколько мы ждали «Трудно быть богом» Германа? И кто пошел? Я нет. Потому что не высижу столько. Каких бы там семи пядей во лбу ни был режиссер - ни за что! Зачем мне? Для того чтобы насытить свою душу и понять, что я соринка, - лучше Чехова почитаю...
Дмитрий Мельман
Фото PERSONA STARS