Новости шоу бизнеса. Откровения звезд
8134 | 0

Ирина Купченко: «Любой учительнице иногда хочется взять в руки пистолет»

Ирина Купченко: «Любой учительнице иногда хочется взять в руки пистолет»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Одна из самых загадочных российских актрис. И самых классных. Последнее время она так редко снималась в кино, что казалось: ну не принимает для себя современный кинематограф. Закрылась в Вахтанговском, ее искусство - для избранных... И тут грянул выстрел! Фильм «Училка» с Ириной Купченко в главной роли собрал все возможные призы.

В провокационном фильме Алексея Петрухина она сыграла полубезумную учительницу истории, которая подросткам дает урок «живой этики» с помощью... пистолета. Что и говорить, неожиданная роль для Ирины Купченко.

«ГЛАВНОЕ, ЧТО МЫ ПОДНИМАЕМ ПРОБЛЕМУ»

- Ирина Петровна, почему вас почти не видно на экране?

- Нет, я снимаюсь. Просто эти фильмы не показывают, как, например, прекрасный фильм Романа Балаяна «Ночь светла». Такие ленты в прокат не выходят. Кинотеатры хотят заработать побольше денег, их приносит американское кино. А если фильма нет в прокате, то кто его знает? И таких картин много. В лучшем случае их показывают спустя три-четыре года по телевидению. И тогда все говорят: какой приятный фильм!

- Вы работали с великими режиссерами. Кто для вас самый-самый?

- Это абсолютно разные миры. Как можно сравнивать планеты? Вам какая больше нравится - Юпитер или Венера? Я не сравниваю.

- А что заставило принять предложение Петрухина?

- Мне понравился сценарий. Понравился режиссер. Я с ним поговорила, и мне стало интересно то, что он предлагал. Алексей - умный, креативный современный человек. Он гораздо моложе меня и видит мир, как мне кажется, правильно.

- Вас не смущало, что он продюсер и это его первая картина в качестве режиссера?

- Нет, конечно. Напротив, я ощутила что-то свежее, оригинальное. Он еще не наработал штампы, как некоторые. А возраст... Знаете, он вообще не имеет значения. Мне не важно, молодой режиссер или пожилой, 20 лет ему или 80.

- Насколько вам близки ваша героиня и ее взгляды?

- Школьная проблема близка всем, у кого есть дети, внуки. И мне очень импонировало то, что в фильме высказывается отношение к этой проблеме. Но искусство на вопросы не отвечает, оно вопросы ставит. И дело тут совсем не в моих взглядах. Они могут расходиться со взглядами героини - это не так уж и важно. Но то, что эти взгляды озвучили, то, что к ним привлекли внимание, их проговорили и, как могли, внутри этого сюжета попытались решить, - вот что для меня в этой истории важно. Причем впрямую озвучили, а не лукаво. Может, кто-то будет упрекать нас за это лобовое высказывание. Но в этом есть свое достоинство, ценность, когда прямо, четко и ясно высказывается то, что является проблемой, а не умалчивается...

«СЕГОДНЯ УЧИТЕЛЕЙ УНИЖАЮТ И ДАЖЕ БЬЮТ»

- В картине вы произносите прекрасный монолог о том, как «пластиковые коробочки» заменяют жизнь... А как вы сами относитесь к гаджетам?

- Так и отношусь. Гаджетами я пользуюсь, но в соцсетях не состою. Я не могу понять, как можно общаться анонимно. Кто угодно и что угодно может сказать анонимно, абсолютно не отвечая за это. Иногда выливается ложь, клевета. А проверить нельзя. Потом выясняется, что это неправда, а пятно остается. Я понимаю, что в соцсетях много полезного, но много и очень опасного, вредного.

- Особенно для подростка?

- Вот именно! Поймите, юный человек живет в виртуальном мире. Я, например, в моем возрасте могу войти в виртуальный мир потому, что я прожила реальную жизнь. А когда входит туда ребенок, подросток, который реальную жизнь еще не прожил, он в ней теряется. Он к ней не приспособлен. Конечно, это опасность и большая проблема. Вы знаете, что, например, Стив Джобс своим детям не разрешал гаджетами пользоваться! 30 минут максимум - чтобы быть в курсе, чтобы не смеялись над ними одноклассники. Так ограничивают общение с компьютерами для своих детей и сотрудники Силиконовой долины. Ждут, когда ребенок повзрослеет, сформируется как личность.

- А как вам сегодняшняя молодежь?

- Мне казалось, что она другая. С другой культурой. Неприемлемой и странной для меня. Сидит в компьютерах. Но вот я зашла в Ленинку - полный зал молодых ребят. В МГУ сейчас больше красных дипломов, чем в советское время было. Мы часто думаем о молодежи хуже, чем она есть. Просто они другие. И очень разные. Проблемные - более яркие, и они затмевают остальных. Но на самом деле серьезных и умных ребят очень много.

- А действительно в нашей школе сейчас кризис?

-  И давно. Во-первых, изменились все стандарты образования. А главное - от школы сознательно убрали воспитательную функцию. А ведь дети именно в школе формируются личностно. И роль учителя в этом огромна, как и роль семьи. И так было в советской школе. Там даже не знания, а формирование личности было основной задачей. Да, была идеология - октябрята, пионеры, комсомольцы... Ученики могли не любить учителей, но у них был пиетет, уважение к ним. Им и в голову не пришло бы делать то, что делают современные школьники. Посмотрите в интернете - сегодня учителей унижают, над ними издеваются, даже бьют!

Ирина Купченко с мужем Василием Лановым«СЕЙЧАС СНИМАЮТ ТАКУЮ АХИНЕЮ!»

- Ирина Петровна, задам вопрос, может быть, бестактный. В жизни вы красавица. А в картине с вами обошлись довольно жестко, и нужна отвага, чтобы показаться в таком виде... Это был специальный возрастной грим?

- Нет, это так специально сняли. Да, жестко. Но что уж тут пенять на зеркало. Ведь актеру важно выглядеть так, как это нужно для роли. Я же не Анджелина Джоли. И не играю ее роли, а играю свои. И возраст другой. Важно делать так, как нужно для картины. Мне кажется, такая Алла Николаевна в этом фильме и была нужна.

- А  вы, случайно, не видели фильм Жан-Пьера Лильенфельда «Последний урок» с Изабель Аджани? Там ситуация очень похожая...

- Все об этом говорят. Я не смотрела и не слышала. Петрухин - тоже. Но когда пошли первые отзывы в интернете, ему об этом напомнили, и он где-то нашел фильм и недавно посмотрел. Оправдываться глупо. Никакого отношения эта картина к нам не имеет. Просто идеи носятся в воздухе... Скажу прямо: я думаю, любой учительнице иногда хочется взять в руки пистолет. Такое странное желание. Если оно возникает, то и реализуется в чем-то материальном. В картине, например.

- Какого кино нам не хватает?

- Социального. О школе. Весь мир такое снимает и смотрит. А мы нет. Что было кроме фильма Гай Германики? Я не могу вспомнить практически ничего. Ну почему телевидение это не делает? Мне предлагают роли в сериалах. Начинаю читать - и бросаю. Такая ахинея! Мистические ожерелья, благородные олигархи... Послушайте! В России столько богом забытых уголков. Там телевизор - член семьи! И люди хотят смотреть о себе. А если ты себя не узнаешь, то не понимаешь, зачем вообще фильм.

- Но это вы говорите со стороны, сами же не идете на телевидение.

- Нет, я иногда снимаюсь в сериалах.

- А в качестве телеведущей?

- Но мне некогда. И это сложно. Артист должен практически бросить работу в театре. Ведь телевизионные съемки почти каждый день, их отменить нельзя. А у меня гастроли. Некоторые актеры пытаются совмещать, но им приходится нелегко.

- Хоть смотрите телевизор?

- Смотрю, но мало и случайно. В основном новости. Еще мне нравятся социальные программы или связанные с ремонтом - я обожаю обустройство.

- Сейчас так много агрессии и в жизни, и в искусстве. И все-таки каким оно должно быть, по-вашему?

- Согласна: сейчас и в театре, и в кино, и в живописи много разрушительной эстетики. Но все-таки задача искусства - созидать, а не разрушать человека, его представление о мире, его душу, психику. Человеку нужно помогать жить, чтобы он верил, чтобы не терял надежду... Вот таким должно быть искусство!

Наталья Боброва

Фото KINOPOISK.RU, PHOTOXPRESS

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.