Вспомнить то сладостное время, когда все только начиналось, было впервые и вновь. Речь о знаменитых «квартирниках Маргулиса», которые в новом телесезоне будет показывать НТВ. Ну а «Миру Новостей» Евгений рассказал, как все начиналось у него и как благополучно продолжается.
- Евгений, расскажите, как появился «Квартирник» - необычная в общем-то для нашего телевидения программа.
- Этот проект был затеян достаточно давно. И подобных ему действительно нет. Идея простая: я решил вернуться в юность, когда нас, начинающих музыкантов, никуда не пускали и мы показывали свои произведения на квартирах у друзей, у которых квартиры были миллиметра на три больше, чем наши. (Смеется.)
- И у которых родители уехали на дачу?
- Естественно! Мы показывали свое благодатное творчество, а «входным билетом» был алкоголь. Антураж и атмосфера таких вечеров и легли в концепцию телепроекта «Квартирник».
- Не было опасения, что время изменилось и современному зрителю это будет непонятно или даже неинтересно?
- Честно говоря, время никогда не меняется. Меняются девайсы, которые тебя окружают. Когда мы начинали, был только дисковый телефон, а сейчас и телефон, и компьютер, и вообще черт-те что. А все остальное повторяется и будет повторяться.
- На первую программу вы пригласили группу «Машина времени». Для вас это был волнительный момент?
- С одной стороны, волнительный, конечно, все-таки я участвовал в этом коллективе больше 20 лет, а с другой - мне захотелось окунуть их немножко в иную историю, потому что они - громкие, электрические, а мне больше всего нравятся тихие акустические варианты.
Съемка прошла замечательно. Народу в студию набилось страшное количество. Зрители сидели на пуфиках, на полу, то есть все примерно так, как и было в квартирниках в 70-х годах.
«НЕ ДУМАЛИ, ЧТО СТАНЕМ ИЗВЕСТНЫМИ»
- У вас будут в основном рок-музыканты. А можете дать определение рок-музыке?
- Я не критик, у меня о музыке два понятия: хорошая и плохая. Рок-музыкант - это лишь титул, ярлык. А вот музыкант - он всегда музыкант. Либо хороший, либо плохой.
- У детей есть такая забава: ползет букашка, а ей подставляют травинку, веточку, и она ползет туда, куда ее направляют...
- Да, это называется «эффект божьей коровки».
- А ваша творческая биография, участие в группах «Машина времени», «Воскресение», «Аракс» - тот же эффект или все же что-то другое, осознанное?
- На самом деле я попадал в нужное время в нужное место, не более того. Цепочка событий сложилась именно так. Про «Машину времени» я никогда бы не узнал и не попал в этот коллектив, если бы мой приятель, который работал в Москонцерте, не поставлял на подпольные концерты аппаратуру. А дальше - больше.
Когда познакомился с «Машиной времени», с другими московскими коллективами - круг общения расширился. Ты знаешь и тех, и этих, а если еще и играешь, то рано или поздно все равно окажешься где-нибудь среди них. Если, конечно, сам из себя что-то представляешь. Я из себя что-то представлял, поэтому оказался там, где на тот момент следовало оказаться. Но в принципе это можно считать Божественным провидением.
- Вы где-то уже рассказывали, что на момент знакомства с Андреем Макаревичем вам было 19, ему - 21. По сути - мальчишки. Вы отдавали себе отчет, что делаете что-то такое, что войдет в историю музыки? Что все будет так круто?
- Никогда не думали, что станем известными, потому что мы были любительским коллективом. И играли для себя и для людей, которым нравилась эта музыка, - именно формат квартирника, такой междусобойчик. Потом аудитория стала увеличиваться.
Когда стало понятно, что нужно становиться на какую-то официальную платформу, пришлось завязывать с профессиями, которым мы учились в институтах и которые у нас не пошли, потому что появилась возможность заниматься музыкой.
- Но обычно еврейские мамы говорят: «Выучись сначала на врача или юриста, а потом занимайся, чем хочешь!»
- Да-да, получи высшее образование - а потом хоть в дворники! Так мне бабушка говорила. Это наш семейный постулат!
- И вам без ссор, без конфликтов разрешили бросить мединститут?
- Не было конфликта. Хобби переросло в профессию, а профессия - в хобби, и на тот момент всем все уже было понятно. Плохим врачом при своей фамилии я быть не могу, поэтому решил пойти в «битлы». (Смеется.)
- Скажите, вы ставили перед собой какие-то задачи или играли в свое удовольствие?
- Мы были молодые, ретивые, нам нравилось приезжать в разные города, играть огромные концерты. Мы жили этим. А потом, конечно, после 1982 года, когда гайки закрутили, стало понятно, что бросать это дело нельзя. Нужно продолжать играть, и что-нибудь из этого точно получится. Потому что любая война всегда заканчивается миром.
«ВСЕ ХОРОШО В МЕРУ»
- В одной из ваших песен такой лейтмотив: «Забил на все, играю для себя». Это ваш девиз?
- На самом деле не все так, как поется в песнях. Это обычная ситуация для всех музыкантов. Я прочитал в книжке о битлах, где они рассказывают про все свои композиции.
Например, в грустнейшей песне She’s leaving home - про девушку, которая в никуда уходит из дома, - они думали о бананах и просто прикалывались. То же самое и с величайшей песней всех времен и народов Yesterday - сначала они пели не «вчера», а слово, которое означает «яичница».
- Сейчас все обсуждают трагическую смерть Честера Беннингтона, солиста группы Linkin Park, который покончил с собой. Известно, что и многие российские музыканты не смогли избежать трагедий, связанных с алкоголем, наркотиками...
- Это беда середины 80-х - начала 90-х...
- Что ваших коллег уберегло, как думаете? Какой совет можете дать молодым?
- Совет один: меньше употреблять всяких глупостей. Меньше «расширять сознание». До добра это не доводит.
- Ваша супруга Анна - психолог. Это помогает в семейной жизни?
- Конечно. Какие-то моменты можно спокойно обсудить вдвоем и все решить. Она всегда дает правильные советы. Мы же, музыканты, народ несносный. И с нами жить достаточно сложно. А у нас с супругой гармонично все срослось.
- Не расстраивает, что сын Даниил не стал музыкантом? Или радует?
- Еще в детстве было понятно, что музыкантом он не будет. С малого возраста сына интересовали только цифры - он, наверное, уже родился математиком.
- Музыкант должен отслеживать тренды, настроения в обществе или достаточно петь о том, что у тебя лично на душе?
- Естественно, прислушиваешься ко всему. И ты постоянно в курсе всех новых течений. Но мне нравится музыка, и я постоянно слушаю что угодно. Кроме рэпа. Хотя мне очень понравился noize MС (псевдоним музыканта и рэп-исполнителя Ивана Алексеева. - Ред.). Я снимал его концерт, и он поразил своей музыкальностью, словосозиданием. И Вася Вакуленко (Баста. - Ред.) очень хороший музыкант.
- Есть что-то такое, что хотелось бы начать, попробовать наконец-то, но все недосуг?
- Есть у меня предложение поиграть в спектакле, но пока пугаюсь. Такое количество текста выучить - это же сложно. И опять же не понимаю, какой я актер. Актерскому мастерству нужно учиться...
- А это правда, что вы любите японскую кухню?
- Когда нет ничего, кроме японской, буду есть японскую. У меня нет каких-то кулинарных предпочтений. Мне нравится хорошая местная еда. То есть во всех местах, куда меня заносит нелегкая, я всегда стараюсь есть местную пищу, даже в Китае. И червей у них пробовал, и кузнечиков. Даже пил совершенно ужасную настойку на крысиных эмбрионах.
- Как же заставили себя?
- Закрыл глаза, потому что это была какая-то страшно редкая императорская водка. Отказаться не было возможности, морду кривить нельзя, потому что статус не позволял. Ну и выпил...
- И как? Что-то волшебное?
- Я в принципе не знаю, какой у этой водки вкус без эмбрионов, поэтому мне сложно быть объективным. Но если ты эти эмбрионы видишь, то противно, а не видишь - вроде и ничего.
- Но вы сказали, что «входным билетом» на квартирники был алкоголь. Можете сказать, что такое культура пития, которую пытаются привить российскому народу?
- До скотства не напиваться. В микояновской «красной» «Книге о вкусной и здоровой пище» было написано, что все хорошо в меру. Это правило работает всегда и везде - без исключений!
Лариса Зелинская.
Фото В. Тараканова.