Новости шоу бизнеса. Откровения звезд
8000 | 0

Евгений Гришковец: «Стараюсь любить родину. Но это непросто...»

Евгений Гришковец: «Стараюсь любить родину. Но это непросто...»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Он - человек-оркестр. Сам себе писатель, драматург, актер, режиссер, музыкант... Наверное, можно и продолжать, ибо талантов у Гришковца не счесть. В этой жизни Евгений успевает все, причем обитая вдалеке от столицы...

- Евгений, почему же не решаетесь на переезд в Москву? Этот вопрос многим не дает покоя уже лет 15.

- Москва в моем восприятии - город одного дела в день. Например, если решил подстричься, для этого надо выделить день. Для меня пребывание в Москве больше недели - испытание, не привык к такому ритму жизни. Допускаю, что для постоянного жителя столицы все не так проблематично, как для провинциала, тем более если москвич не подвержен соблазнам. Но в любом случае в Москве нет моего дома, близких, любимых предметов, а мне без них непривычно, неуютно, пусто.

- И совсем не пишется?

- Вторую часть романа «Рубашка» я написал в Москве в гостинице «Балчуг». Жил в изолированном помещении, как в подводной лодке, никуда не выходил. Еду приносили, комнату убирали. Я ни на что не отвлекался, ни о чем, кроме романа, не думал. Тогда и понял Владимира Набокова, который жил исключительно в гостиницах, хотя, конечно, мог себе позволить самую дорогую недвижимость. Но я бы не смог долго жить в гостинице. Очень люблю свой дом в Калининграде, где и пишу, и сочиняю, и изобретаю...

«ПОДЧИНЯТЬСЯ НЕ УМЕЮ»

- Борис Акунин многие романы написал в экзотических странах, в частности на китайском острове Хайнань. Да и все писатели используют путешествия для литературного творчества...

- В отличие от Бориса Акунина, автора исторических романов и экзотической литературы, я пишу о российской провинции. Поэтому поездки по миру могут только навредить, просто сбить с толку.

- И все же Калининград не совсем провинция, не так ли? Раньше Кенигсберг был европейской столицей!

- Сейчас Калининград - самая настоящая провинция. С ремаркой: очаровательная. Но провинция не столица. В провинции - тихая размеренная приятная жизнь, а в столице, как говорится, покой только снится. Вообще, провинция определяется не качеством, а образом жизни.

- Между прочим, в Кенигсберге жили магистры Тевтонского ордена. Не было мысли написать в романах о тевтонских рыцарях?

- Разумеется, я знаю историю Калининграда, в котором живу 18 лет, и про замки Тевтонского ордена наслышан. Но тема не моя. История Восточной Пруссии мне меньше любопытна, чем история провинциальной России.

- То есть вы не допускаете мысли, что можете заинтересоваться совсем другой историей? Свернуть, так сказать, с проторенной дороги?

- Никуда сворачивать не собираюсь. Между спектаклем «Как я съел собаку», сделанным 18 лет назад, и нынешними работами в театре - огромная дистанция. Сменилось несколько поколений зрителей. Появилось поколение, которому спектакль «Как я съел собаку» неинтересен.

Но вот, например, новый спектакль «Пока наливается пиво» для меня и опыт во многом новый. Раньше я никогда не работал с другими режиссерами (спектакль по тексту Гришковца и с ним же в главной роли в театре «Школа современной пьесы» поставил Иосиф Райхельгауз. - Ред.). Репетировал с артистами, будучи сам режиссером, или играл на сцене в одиночестве...

- Вас смущает необходимость подчиняться воле режиссера или отсутствие взаимодействия с партнерами?

- Подчиняться я не умею, зато умею выполнять задания. Осознаю, что я - только часть спектакля, который делает режиссер. Но я просто не умею играть на сцене в команде. Всякому делу необходимо учиться, а я не учился актерской профессии. Никогда не репетировал в коллективе, а это огромный труд. И многое мне непонятно, потому что не вижу целый спектакль...

- Вы - автор текста, сами все придумали. А теперь говорите, что не понимаете?

- Мы с Иосифом Райхельгаузом придумали набор тем, которые Иосиф Леонидович сложил в некий спектакль, в который вставил меня. Такой пьесы - «Пока наливается пиво» - не существует. Сюжет таков: люди приходят в бар, разговаривают друг с другом, а мой герой, бармен, наливает им пиво и отвечает на вопросы, которые ему задают. Посетители бара импровизируют. И я должен импровизировать. Но делать этого не умею, потому что я не артист. Я не импровизатор.

«МНЕ НРАВИЛОСЬ РАБОТАТЬ БАРМЕНОМ»

- А способны представить себя барменом в реальной жизни?

- Я работал барменом в 90-е годы, и мне очень нравилась эта живая работа. Нравилось, что люди идут ко мне с желанием. И, кстати, я неплохо зарабатывал. Вообще, территория бара особенная. Я сам большой любитель посещать бары. Бармены мне всегда рады. Они с двух фраз понимают, что имеют дело с коллегой.

- Вы умеете делать алкогольные коктейли?

- Да. Только делать коктейли дома странно. Для этого существуют бары. Между прочим, я слежу за алкогольными новинками.

- А какой театр в Москве ваш любимый?

- Государственный Малый театр. Никогда не забуду спектакль с Юрием Соломиным в роли Федора Иоанновича. Малый театр - тот театр, куда я хочу ходить и хожу. В Малом театре все настоящее - и атмосфера, и игра актеров. Мне кажется, что он держит высокую планку и сохраняет традиции. Еще я бы пошел в Мастерскую Петра Фоменко, чтобы увидеть хороших артистов.

- С Евгением Цыгановым вы снимались в фильме Алексея Учителя «Прогулка». Цыганов, на ваш взгляд, хороший актер?

- Цыганов очень одаренный человек и мог бы быть большим артистом. Но уверовал в то, что он - уставший мачо, и изображает эту роль везде и всегда: и в кино, и в театре, и в жизни. Если бы не изображал из себя мачо, был бы хорошим артистом. А так он играет одну и ту же роль - мачо Цыганова.

- А вы не мачо?

- Я не мачо. Боже упаси! Быть мачо очень глупо.

- Окей, Цыганов - хороший мачо. А кто же тогда хороший актер?

- Гениальный актер - Мэттью Макконахи. Все больше и больше нравится Леонардо Ди Каприо. Объяснить, почему актер хороший, сложно. Просто я вижу, что когда он в кадре, то все имеет смысл, а когда его нет - весь смысл теряется. Актеры - таинственные существа. Когда непонятно, как актер играет, тогда и интересно. Я тоже стараюсь играть так, чтобы никто не понял, как я это делаю.

«БЫТЬ ГЕРОЕМ В ЧИСТОМ ВИДЕ – МОЯ МЕЧТА»

- Какие новинки художественной литературы вам понравились?

- Лет 20 я не читаю художественную литературу. Сейчас с огромным удовольствием читаю Лотмана. Могу почитать про автомобили, хотя машину не вожу. Могу почитать про географию. Обожаю читать атласы.

- Кто вам ближе: Пушкин или Лермонтов?

- По сравнению с Лермонтовым Пушкин не умел писать прозу. Лермонтов - наш первый романист. А Пушкин просто очень любимый, без всякой причины. Лермонтов вызывает во мне восторг, а Пушкин - любовь. Любить Лермонтова нельзя, а не восхищаться им невозможно, потому что он - гений.

- Вы из тех писателей, которые любят сидеть в кафе и наблюдать за людьми?

- Есть писатели, которые собирают темы, провоцируя людей на разговоры. Я не из их числа. Стыдно людей разводить на разговоры, чтобы потом наблюдать за ними. И наблюдать за другими нехорошо. Ведь люди живут не для того, чтобы за ними наблюдали. Подсмотренная, подслушанная литература - вялая. Я пишу только о том, что переживаю сам.

- Не изменили своего отношения к творчеству Елены Ваенги? Она очень расстроилась, прочитав ваш нелестный отзыв о ее стихах?

- Елена Ваенга в Краснодаре после моего спектакля протянула мне роскошный букет желтых роз. Она специально осталась на спектакль, и это был поступок с ее стороны. Думаю, что Елена - искренний человек, неравнодушный, интересный, судя по всему, решительный. Но я не могу изменить отношения к ее песням и к ее поэзии. Да, в песнях есть драйв, искренность, лихость... Только стихи не высокая поэзия.

- Не секрет, что самая большая проблема отечественного кино - отсутствие героя. Вот уже который год ищем образец для, а его как не было, так и нет. Может, герои еще не родились? Или они все уже умерли?

- Быть героем в чистом виде - моя заветная, хотя и невероятная мечта. Для людей моего поколения подвиг и мужская доблесть воплощены в летчиках и моряках, которые никогда не врут и ничего не боятся. И я мечтал стать моряком. Герой должен любить свою родину, и я стараюсь ее любить, а поскольку это делать очень даже непросто, то трачу на сию любовь много сил.

- Скажите, вы делите людей на хороших и плохих?

- Да, делю. Знаю очень хороших людей и тех, с которыми здороваться не буду. Вторые совершили такие преступления или поступки, после которых я не знаю, как можно жить на Земле. Есть законченные предатели и подонки. Есть люди, которые скорее хорошие, чем плохие. Они такие сложные, но если анализировать, то находишь в них больше положительных качеств. Впрочем, я часто ошибаюсь в людях...

Элеонора Флерова.

FOTODOM.RU,

PERSONA STARS

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.