Анна Нетребко была не первой, кто осудил спецоперацию на Украине. Многие знаменитости это сделали до нее и делают после. Но все осудившие вместе взятые не вызвали такой мощной и продолжительной реакции у патриотически настроенной публики, какую вызвала своим поступком оперная дива.
Уже через пару дней после начала спецоперации Анна Нетребко заявила, что неприемлемо заставлять артистов публично высказывать политические взгляды и осуждать свою родину. Ее на эту дорожку, оказывается, подталкивали американские и европейские работодатели. Они настаивали на том, чтобы певица решительно осудила действия РФ на Украине. Но Анна предпочла замолчать. Молчала до тех пор, пока с ней не разорвали контракты и Ла Скала, и Баварский театр, и Метрополитен-опера, и звукозаписывающий лейбл CSAM…
А теперь все-таки высказалась. Причем именно так, как того хотели на Западе.
«ЦЕЛУЙ БОТИНОК!»
На своей странице в соцсети Нетребко сообщила: «Я признаю и сожалею, что мои прошлые действия или заявления могли быть неверно истолкованы». И далее она отчиталась о том, что ищет «мира и единства через искусство», «категорически осуждает» последние события на Украине, не является членом какой-либо политической партии, не аффилирована ни с кем из российских лидеров, а с Владимиром Путиным встречалась «лишь несколько раз» во время вручения госнаград и на церемонии открытия Олимпиады в Сочи. Певица также особо отметила, что «никогда не получала никакой финансовой поддержки от российского правительства», а налоги так и вовсе платит в Австрии, поскольку имеет австрийское гражданство.
По всей видимости, этот манифест сочинялся в расчете на то, что разорванные контракты с иностранными театрами будут возобновлены. Но смилостивились только в Ла Скала. А вот директор Метрополитен-опера Питер Гельб оказался непреклонен:
– Мы прочли публикацию Анны, но пока не готовы изменить нашу позицию. Если Анна в долгосрочной перспективе продемонстрирует, что она всерьез и полностью дистанцировалась от Путина, я буду готов к разговору.
Писатель Захар Прилепин тут же «разъяснил» слова Гельба в адрес Нетребко:
– На животе ползи! Целуй ботинок! В тероборону вступи! Переведи миллион долларов на гранатометы! Старательнее унижайся! Ну же, мы устали ждать!
Музыкальный критик Алексей Остудин подтвердил, что «артистов вынуждают занять ту или иную позицию». И особое давление оказывается на звезд мировой величины российского происхождения. Так, дирижер Валерий Гергиев, балерина Ольга Смирнова, пианист Денис Мацуев и певица Анна Нетребко оказались меж двух огней. Всем им пришлось сделать очень сложный выбор. Гергиев и Мацуев предпочли остаться со страной. А, например, Смирнова со словами: «Никогда не думала, что мне будет стыдно за Россию», – уволилась из Большого театра и уехала за границу. Теперь она может спокойно танцевать на европейских сценах. Но с Нетребко все гораздо сложнее. Остудин предположил, что оперная певица слишком затянула с решением, чью сторону принять. В итоге «ее и там не поймут, и здесь не простят».
ОТ ЛЮБВИ ДО НЕНАВИСТИ
Николай Басков первым заявил о том, что простить Нетребко все-таки нужно, поскольку она – жертва обстоятельств и русофобской истерии – «Ее заставили, вынудили отказаться от Родины». Снисходительны к Анне оказались и в Мариинском театре, который решил продолжить сотрудничество с певицей и анонсировал ее выступление на фестивале «Звезды белых ночей» в июне. А вот Новосибирский театр, где Нетребко тоже должна была выступать, от ее услуг отказался:
– Проживание в Европе и возможность выступать на европейских площадках для нее оказались важнее, чем судьба Родины. Сегодня не то время, когда можно поступиться принципами ради более комфортных условий жизни.
Свой камень в огород артистки кинул и спикер Госдумы Вячеслав Володин. Размышляя о предательстве артистов, которые либо «убежали» за рубеж, чтобы «переждать», либо «вещают оттуда с обвинительными высказываниями», он задался вопросом, зачем они это делают. И пришел к выводу:
– Кто-то в погоне за деньгами, кто-то с желанием сохранить престижные концертные площадки. Как та же Анна Нетребко. … Голос есть, а совести нет.
А глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин, который приглашал Анну выступить перед космонавтами, конструкторами и техническим персоналом космодрома «Восточный», обратился непосредственно к певице:
– Стартовики просили вам передать, что они вас в гости больше не ждут. Расхотели. Некоторым великим артистам Бог дает голос, ум и честь. Кому-то просто голос. Короче, больше не требко.
С недоумением высказался об Анне и поэт-песенник Илья Резник:
– Великая русская певица, которую любил народ, покидает нашу Родину и будет выступать перед нашими врагами. Я не представляю, смогла бы наша великая Клавдия Шульженко выступать перед вермахтом… Аналогия такая грустная и тяжелая.
Можно себе представить, что говорит и пишет про Нетребко простой народ! Ее демарш восприняли как-то очень уж болезненно. Почему? Во-первых, Анна все-таки звезда мирового масштаба, гордость страны. Во-вторых, всегда казалась очень патриотичной. И совершенно точно сочувствовала жителям Донбасса: выступала там, пожертвовала миллион рублей Донецкому оперному театру, фотографировалась на фоне флага ДНР. В-третьих, Россия ее кормила не меньше, чем Запад. По некоторым данным, только с Мариинским театром за последние пять лет Нетребко подписала контрактов на сумму более чем 60 млн рублей. И совсем недавно – в конце 2021 года – заключила очередной договор на 13,5 млн рублей. Помимо постоянных выступлений у нее были и разовые концерты в России. Так, за концерт в Казани она получила 5,7 млн рублей, а за корпоратив в одной из крупных компаний ей заплатили 120 тысяч евро. Ну, и в-четвертых, ее просто здесь все очень любили. А от любви до ненависти, как известно, один шаг…
Фото: агентство «Москва».