С 5 ноября готовить российских водителей вроде бы должны по-новому. Однако эксперты уверены, что нововведения только ухудшат ситуацию: навыков вождения у человека за рулем будет меньше, а денег за обучение с него возьмут больше.
В России ежегодно получают права около 2,5 млн человек. Если до 5 ноября 2013 г. любой из них мог самостоятельно подготовиться к экзаменам, получив навыки езды у частников, или выбрать “серые” краткосрочные курсы, теперь эти варианты не прокатят. Сдать на права можно, только пройдя полную программу обучения в автошколе.
Кроме того, вводятся права категории “М” для управления мопедами и квадроциклами кубатурой до 50 см, появятся новые подкатегории (“А1”, “В1”, “С1” и др. для транспорта меньшей кубатуры и тоннажа, чем у основных категорий).
Новая редакция закона №196-Ф3 “О безопасности дорожного движения” также разрешает сдавать экзамен на машине с коробкой-автоматом. Об этом в удостоверении появится соответствующая отметка “В/АТ”. Если вздумается пересесть на “механику”, то экзамен придется сдавать по новой.
А еще закон запрещает иностранцам, работающим в России по найму, управлять транспортными средствами, имея на руках национальные права. Хочешь работать дальше - пересдавай.
МИНОБР КИВАЕТ НА МИНТРАНС
“Все наши коллеги стоят на ушах, - рассказали “МН” в одной из московских автошкол, - прежний закон уже не работает, а новый еще не заработал. Должны вводиться новые категории - бланков для них нет, “автомат” разрешили - правила приема экзаменов не утвердили, новые подкатегории одобрили - программы для них не написали... Ходят слухи, что начало действия 196-го закона перенесут на март, что правильно, в спешке можно таких дров наломать, мало не покажется!”
По новому закону “Об образовании” автошколы - это организации, осуществляющие дополнительное профессиональное образование, стало быть, подчиняются Минобрнауки. Оно же выдает школе лицензию на деятельность (причем на право обучать той или иной категории нужно обзавестись отдельной лицензией). Чтобы получить, скажем, лицензию на обучение категории “М”, автошкола должна предъявить соответствующую образовательную программу, которой в природе не существует. Дело в том, что Минобрнауки понадеялось на Минтранс, вроде бы писать такие программы - его прерогатива. А Минтрансу по барабану мелкие транспортные средства, оно занимается “крупняком” вроде грузовиков и трамваев. Из-за ведомственного “футбола” все желающие получить права на двухколесных “лошадок” оказались вне правового поля.
Еще больше претензий у автошкол к проекту постановления правительства “О допуске к управлению транспортными средствами”, подготовленному МВД. Документ рассказывает о новом порядке приема экзаменов. Их предполагают делить на три этапа - теоретический, практический (на площадке/автодроме) и на езду по городу. По задумке разработчиков, только успешно пройдя первые два испытания, курсанты смогут получить от ГИБДД документ “на право обучаться в реальных дорожных условиях” с инструктором автошколы. После 30-часовой практики нужно будет вернуться в ГИБДД и сдавать инспектору “город”. “Такое разделение, - говорится в пояснительной записке к проекту постановления, - позволит в дальнейшем установить госпошлину отдельно за каждый экзамен”. Вот все и встало на места. А ничего, что экзамен один и просто разделен на три части?
ЕЩЕ ОДНА ПОПЫТКА ЗАЛЕЗТЬ В КАРМАН
Законодательно предлагается закрепить обязанность автошкол или самого кандидата в водители предоставить для проведения экзамена учебный автомобиль, оснащенный “техническими средствами контроля процесса приема практического экзамена”. Неужели таким образом ГИБДД хочет полностью освободиться от предоставления техники на экзамен и ограничиться инспектором с авторучкой и флешкой, на которую через видеорегистратор (только разрешенный к использованию) будет записываться экзаменационный процесс?
НУ И НУ! Минздрав смахнул пыль с идеи трехгодичной давности и внес в Госдуму проект об усилении контроля за здоровьем водителей. Водителей обяжут возить с собой медсправки! Сейчас ее надо предъявлять только при получении, замене или возврате прав после их лишения. Что покажет депутатское голосование, узнаем уже в ноябре. |
---|
- Когда мы возмутились, - говорит заместитель директора Ассоциации московских автошкол (АМА) Лариса Филипенко, - нам в МВД сказали примерно так: “Мы же даем вам заработать - будете брать деньги с учащихся за аренду правильно оборудованной машины”.
- У нас за полгода 10 тысяч человек получают водительские удостоверения. Видео с экзаменов будет просматривать отдельная служба в ГАИ? Двадцать тысяч записей в год без учета проваливших экзамен? 76 записей ежедневно без учета отпуска? Какая прелесть! - восторгается предложению МВД руководитель питерской автошколы Александр Игоревич.
И разве эта прелесть одна такая? Если курсант завалил первую часть экзамена (теория + площадка), ему разрешат пересдачу каждые семь дней. Неограниченное количество раз. С “городом” сложнее: дается три попытки через каждые семь дней, а последующие пересдачи - через месяц. И что в этом случае делать автошколам?
- В Москве трехмесячное обучение на права в среднем обходится в 25-35 тысяч рублей, - говорит Лариса Филипенко, - но скоро цена может подняться минимум на 15%. Предположим, в группе учится 30 человек. Треть из них (а по статистике, обычно так) завалила “город”. Значит, 20 человек вернутся в школу для дальнейшей практики на дороге. С кем они будут заниматься? Придется создавать отдельную группу, увеличивать часы работы педагогов, которым надо платить дополнительную зарплату. Из чьего кармана, догадайтесь.
ИНКУБАТОРЫ ДИЛЕТАНТОВ
Специалисты утверждают, что нарезать круги по автодрому - занятие бесполезное. Все равно что готовить пловцов в сухом бассейне. Тем временем МВД “голосует” за модернизацию автодромов (со спецдатчиками, перекрестками, светофорами и пр.). Стоимость одного такого суперавтодрома - под миллион долларов. Обзавестись им мало кому под силу. Только в Москве потребуется около 30 таких автодромов и более 50 га земли. И ради чего? Чтобы научить начинающих водителей маневрировать в искусственных условиях?
Первый навороченный автодром появился в Челябинской области несколько лет назад. Если взглянуть на областную статистику ДТП за 2012 год, где фигурируют выпускники автошкол, то больше всего происшествий (27 из 131) у той самой “автоматизированной” школы. Выращенные в инкубаторе горе-водители - наглядный пример того, как не надо учить будущих шоферов.
- Весь мир отказывается от автоматизированных автодромов, а у нас их продвигают, - не понимает директор АМА Елена Зайцева. - Сегодня пора и от обычных площадок отказываться, где при скорости 15 км/ч можно тысячу раз отработать повороты и развороты, но так и не научиться правильно вести себя в потоке машин. Люди бьются не на дорогостоящих учебных автодромах, а на реальных дорогах.
- Я работаю в сфере подготовки водителей с 1976 года, знаю предмет изнутри и уверен: не технические средства обучают людей, а высококлассные специалисты, - выразил мнение многих коллег о подзаконных актах к 196-му закону директор воронежской автошколы Кафлан Гасанов. - Не думал, что люди, принимающие решения, столь некомпетентны в принятии важных решений! Мы можем потерять профессионалов. Останутся “эффективные менеджеры”, которым наплевать на жизни и благополучие людей.
Профессиональное сообщество считает, выход есть. На фоне отсутствия четкого распределения полномочий и обязанностей между Минобрнауки, Минтрансом и МВД руководители автошкол предлагают создать единый госорган, отвечающий за регулирование и контроль деятельности подготовки водителей, а также работающий в контакте с профильными ведомствами и автошколами. Еще предлагается кардинально поменять доисторическую методику обучения водителей, взяв за основу научные разработки отечественных и западных специалистов в этой области. В одночасье это не переломит ситуацию, но может стать первым реальным шагом навстречу безопасности на наших дорогах.
Елена Хакимова
Фото PHOTOXPRESS