Власть и закон
1889 | 0

Реновация Федерации

Реновация Федерации
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Госдума приняла закон о новом формате власти в субъектах РФ. Документ называется «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ».

На первый взгляд, ничего особо судьбоносного закон не содержит. Он устанавливает для глав регионов единый срок полномочий - пять лет - и отменяет запрет на пребывание в этой должности более двух сроков подряд. Региональные нормативные акты не смогут противоречить Конституции и федеральным законам, а региональные парламенты получают возможность работать дистанционно. Примерно так, коротко и бодро, описывают новацию официальные СМИ.

По мнению политолога Анны Федоровой, принятый закон «построит» местное начальство: «Теперь очень легко перестать быть губернатором в связи с утратой доверия. И это губернаторов, высших должностных лиц региона, тоже побудит к тому, чтобы более серьезно относиться к исполнению своих обязанностей». Какой-то слишком мутный, двусмысленный комплимент.

Что, чиновники во главе с губернатором дружно повернутся лицом к народу и станут трудиться исключительно в интересах сограждан или они еще пристальнее будут вглядываться в сигналы федеральных столоначальников, на лету схватывая малейшие нюансы их настроений?

О нынешнем качестве госуправления наши граждане могут много чего рассказать не для печати. Но ни для кого не секрет, что упомянутое качество определяется прежде всего квалификацией и добросовестностью чиновников всех уровней. И если подавляющее большинство их прежде не усердствовало, то с чего вдруг они засучат рукава и начнут отрабатывать свои большие зарплаты, добытые из карманов налогоплательщиков?!

«Новый законопроект не просто встраивает всю иерархию власти - федеральную, исполнительную и муниципальную - в единую вертикаль, но и, по сути, подчиняет законодательную власть исполнительной, региональную - федеральной», - утверждает политолог Татьяна Становая. По ее мнению, главным источником губернаторской власти становится не народ (хотя прямые выборы пока не отменяют), а глава государства, который теперь может увольнять за утрату доверия (без объяснения причин) и прямо вмешиваться в работу руководства регионов.

Эксперты обращают внимание, что в закон внесли поправки, позволяющие губернаторам объявлять выговоры, выносить предупреждения и отрешать от должности глав муниципальной власти, - эти полномочия фактически дублируют прерогативы президента в отношении самих глав регионов. В гораздо более уязвимом положении оказываются теперь и региональные депутаты. Новый законопроект приравнивает их к госслужащим со всеми сопутствующими ограничениями.

«В этом законе протаскиваются нормы, разрушающие принципы федерализма и демократические механизмы, - утверждает первый зампред Комитета Госдумы по природным ресурсам, депутат от КПРФ Юрий Афонин. - Уровень разумной достаточности в политике «укрепления вертикали» уже давно превышен. В течение 20 лет у регионов становится все меньше реальной власти и, что не менее существенно, все меньше финансовых средств для реализации своих властных полномочий. Большая часть регионов погружена в долговую яму и стоит перед федеральным центром с протянутой рукой».

Для многих экспертов очевидно, что в нынешних условиях надо не сокращать, а расширять полномочия регионов, перераспределять в их пользу налоговые доходы, отменять нелепый «муниципальный фильтр» на выборах губернаторов. Однако федеральные власти поступают с точностью до наоборот, не стесняясь перекраивать даже принципы федеративного устройства.

Григорий Алексеев.

Фото: Pixabay.com

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.