Чиновники и депутаты предлагают целый ряд запретительных мер. И как будто забывают о том, что такие меры никогда не сокращали потребления спиртного, приносили огромные убытки казне и колоссальные доходы криминалу.
Мы ведь все это проходили: и виноградники вырубали, и время продажи устанавливали, и количество бутылок «в одни руки» ограничивали. И вроде бы поняли, что нужно, как говорится, идти другим путем. Работать с людьми, воспитывать правильное отношение к алкоголю, добиваться того, чтобы пьяный человек стыдился своего состояния. Но наши народные избранники по-прежнему во главу угла ставят насилие и время от времени выдвигают соответствующие популистские лозунги. Демонстрируют свою непримиримость.
Впрочем, тревожиться в самом деле повод есть. По данным Росалкогольрегулирования, россияне действительно стали налегать на спиртное: за первый квартал этого года почти на 15% увеличилось употребление слабоалкогольных напитков, на 7% - крепких напитков.
В Госдуме предложили ввести ограничения на продажу горячительных напитков в барах на первых этажах жилых домов - в народе они называются «наливайки». Местные жители жалуются на шум от гостей этих заведений, но найти управу на нарушителей пока никому не удавалось. Теперь для таких заведений установят минимальную площадь - 50 кв. м, запрет на торговлю спиртными напитками введут с 22 часов до 9 утра.
Этот закон, кстати, анонсируется уже не в первый раз. Еще в 2019 году депутаты хотели ограничить площадь питейных заведений 20 кв. м и поставить ограничения на торговлю алкоголем с 8 часов вечера. Затем эта попытка была повторена в 2020 году, но безуспешно.
Похожая история произошла с запретом на продажу алкоголя в маленькой таре - чекушках и шкаликах. Чаще всего их выкладывают около кассы. Депутаты Госдумы буквально каждый год предлагают убрать этот алкоголь: по их мнению, стоя с корзиной еды в очереди, потребители спонтанно покупают и чекушки. Запрет лишит потребителя такого соблазна.
Руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин заявил, что около 60% всех продаж алкоголя в мелкой таре приходится именно на прикассовую зону. Чекушки дают примерно 20% продаж от общего количества реализованных бутылок.
Желание положить конец алкоголизации населения принимает все более оригинальные формы. Например, депутаты от ЛДПР предложили размещать на винно-водочной продукции иллюстрации, демонстрирующие возможные последствия ее употребления. Такие картинки уже 10 лет рисуют на пачках сигарет. Но против резко выступили представители Роскачества.
В ведомстве сказали, что нанесение подобных картинок может сократить площадь для остальной обязательной информации в маркировке и сделать ее нечитаемой. К тому же эксперты говорят, что страшные картинки на сигаретах не дали никакого результата: курить россияне стали еще больше.
Запрет на поставки российского алкоголя в страны ЕС был принят шестым пакетом санкций в июле 2022 года, и экспорт российской водки за 2023 год снизился на 77%. Но эксперты полны оптимизма и говорят, что водку будут производить не меньше, а даже больше, чем раньше. А это значит, что проблема будет только обостряться. И очень хочется верить, что наши чиновники и депутаты не будут ограничивать свою антиалкогольную кампанию запретами. Потому что этого явно недостаточно.
Наталья Пуртова.
Фото: ADOBESTOCK