Социальная сфера
1968 | 0

Видящие сердцем

Видящие сердцем
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Курский музыкальный колледж-интернат для слепых - единственное в России и СНГ учреждение, которое обучает незрячих музыкальным профессиям.

РЕМЕСЛО СЛЕПОГО МУЗЫКАНТА

Колледж был основан в 1945 году как школа баянистов для ветеранов-фронтовиков, потерявших зрение в Великую Отечественную. Обучали профессии, чтобы вчерашние фронтовики могли устроиться в мирной жизни, зарабатывать. В 50-е школа баянистов преобразовалась в профтех­училище, а в 90-е - в колледж.

- На сегодня у нас занимаются 100 студентов от 17 лет из 42 регионов России и СНГ. Обучаем мы по трем направлениям: инструментальное исполнительство, вокальное искусство, а также есть дирижерско-хоровое отделение, - рассказывает директор Михаил Коротких. - По выходе из колледжа выпускник сможет устроиться артистом хора или оркестра, музруководителями в детских садах и школах искусств. То есть мы даем в руки ремесло, позволяющее зарабатывать человеку с такой серьезной проблемой здоровья.

- Сложно даже представить, как тяжело бывает слепым людям устроиться в жизни. Хотя есть мнение, что люди с серьезными проблемами здоровья от природы бойцы, их непросто согнуть.

- Увы, это не так. Многие, напротив, опускают руки и замыкаются в четырех стенах. Потому что бойца надо воспитать. А кто это сделает? Родители либо интернат (часть наших студентов росла в заведениях для слепых).

На практике же получается, что некоторые ребята, приезжая к нам, не обладают элементарными навыками самообслуживания, даже зубы почистить не могут. При этом они ведь уже окончили школу (мы принимаем со средним образованием), но находились, допустим, на домашнем обучении. О каких бойцовских качествах тут говорить?

Приходится всему учить с нуля, в буквальном смысле за руку водим. К счастью, у нас в Курске есть очень хороший центр реабилитации при обществе слепых, и мы взаимодействуем: соцпедагоги колледжа вместе с сотрудниками центра принимают на себя функции по обучению наших новобранцев: учат ходить, чтобы не заблудились (для начала по колледжу), чай себе приготовить, суп сварить…

НИКАКИХ ПОБЛАЖЕК!

- В колледже существуют вступительные экзамены? По каким навыкам отбираете учеников? Принимаете только талантливых?

- Талант - штука редкая. Мы даем ремесло, профессию. Абитуриенты приезжают сами - о нашем колледже знают во многих уголках страны.

При поступлении проверяем не талант, а способности. Например, поступая на вокальное отделение, будущий студент исполняет две-три песни на выбор. Мы смотрим, есть ли слух, чувство ритма…

К сожалению, у нас в стране сегодня почти нет правильных методик для обучения музыке именно слепых. Учат в основном на слух. А слепой музыкант должен уметь читать нотную грамоту (есть специальные ноты и для них) подушечками пальцев. Учить надо с малого возраста, пока пальцы еще чувствительные. Позже кожа грубеет, и если упустить возраст, научить становится крайне сложно, а иногда невозможно.

В последнее время мне стали все чаще звонить из музыкальных учебных заведений разных городов России и СНГ - просят прислать наших выпускников к ним в качестве педагогов. Потому что наши владеют этой нотной системой и могут в том числе преподавать.

- Знаю, что воспитанники колледжа много и успешно выступают на различных всероссийских конкурсах. Расскажите, пожалуйста, об этом опыте.

- Выступаем действительно немало. Например, участвовали в культурной программе Паралимпиады в Сочи в 2014 году. Неоднократно выступали в Доме музыки в Москве. В Ижевск на Вторые Международные парадельфийские игры, где участвовали представители 15 стран, мы тоже ездили. Целой делегацией, на большом автобусе, человек 50. В категории «Инструментальное исполнительство» наши ребята заняли все три призовых места. А хор взял «золото».

После майских праздников ежегодно стараемся делать большой выезд на конкурсы и фестивали. Такие выступления важны для нас. Да, ребята не могут посмотреть мир в общепринятом смысле слова. Но они могут его почувствовать. Да и оттачивать профессию лучше всего на больших площадках, это дает стимул развиваться дальше. Далеко не все конкурсы, на которых выступают наши студенты, рассчитаны на людей с ограниченными возможностями. Много как раз, наоборот, обычных, где конкурсанты не имеют проблем по зрению. Но если я замечаю, что нашему дают грамоту из жалости, потому что слепой, говорю ему: «Не бери, не смей!» И мы больше не участвуем в таком мероприятии. Потому что либо ты честно добиваешься быть первым без поблажек, либо на всю жизнь привыкаешь выезжать на чувстве жалости… Никаких поблажек, вперед давай!

ПОМОЩЬ НЕ ПОМЕШАЛА БЫ. ИНСТРУМЕНТАМИ

- Специалисты говорят, что семья и школа должны находиться в диалоге и партнерстве. Тогда обучение получается более качественным. Как вы взаимодействуете с родителями своих учеников?

- Это больной вопрос. Некоторые наши студенты, как я уже сказал, попадают к нам из интернатов. То есть родители от них отказались либо лишены родительских прав. Они по факту сироты. Да и у домашних мамы-папы оказываются рядом крайне редко.

Была история этим летом. Мама привезла девочку на вступительные экзамены, посадила в коридоре. «А я, - говорит, - поехала». «Куда? - спрашивают наши педагоги. - А если девочка не поступит?» «Ничего не знаю, у меня билет домой, поезд через два часа», - заявила родительница. И ушла. Как будто торопилась поскорее сбагрить дочь. К счастью, девочка поступила и успешно учится.

Много историй с пенсиями. Ведь до достижения ребенком-инвалидом совершеннолетия пенсию на него получают родители. И есть такие примеры, когда деньги идут не на нужды ребенка. Некоторые неблагополучные родители тратят средства на свой асоциальный образ жизни. Наблюдая такие ситуации, я каждый раз говорю студенту: «Скоро тебе исполнится восемнадцать - сразу пиши заявление, чтобы пенсию присылали не на родительский счет, а на твой собственный, мы заведем его тебе в банке, сможешь тратить деньги по своему усмотрению». И переоформляем. Некоторые родители, лишившись источника дохода, звонят мне с претензиями, приходится и с этим разбираться.

Да, вы верно заметили, что педагоги колледжа и я, как директор, становимся для студентов мамами и папами. По-другому никак. У нас не та профессия, когда приходишь на работу в условные девять утра и уходишь в шесть вечера. У нас стираются грани между работой и жизнью вне ее, работа становится жизнью. По крайней мере, я так для себя определяю. Даже когда ребята выпускаются из стен колледжа в большую жизнь, мы не теряем связи, продолжая оставаться семьей.

- Возможно, прочитав статью в «МН», кто-то из спонсоров или благотворителей захочет помочь вашим воспитанникам. Какая помощь нужна?

- Музыкальные инструменты. У колледжа-то они есть. Но когда выпускник завершает обучение и идет дальше развиваться в музыкальной сфере, у него должен быть собственный инструмент. Покупать, как правило, не по карману - профессиональные инструменты стоят недешево. Не обязательно новые, можно и б/у, главное - профессиональные. Так что если найдутся желающие поддержать ребят инструментами, мы будем очень благодарны.

Виктория Катаева

Фото из личного архива

Курского музколледжа для слепых

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.