В последние недели «ТикТок» заполонили видео с подростками, висящими в темное время суток на дорожных знаках в позе распятого Христа.

Раскинутые руки, неподвижное тело. Все происходит под речитатив американского рэпера Канье Уэста. Это не постановка из артхаусного кино. Это новый подростковый флешмоб - странный и опасный.
С образа Канье Уэста, собственно, все и началось. Музыкант, которого можно любить, ненавидеть, не понимать, но не игнорировать, давно играет с религиозными мотивами в своих выступлениях. На одном из них он буквально «висел в воздухе», раскинув руки, словно на кресте. Это стало сначала мемом, а потом вирусной идеей. Фанаты восприняли жест как символ «гения, принесенного в жертву непонимающему миру». Видео разлетелось по странам, а подростки, подражая кумиру, запустили новый челлендж - «распинают» себя на дорожных знаках, указателях, рекламных щитах, все снимают на видео и, как водится, выкладывают в соцсети. Сначала это делали поклонники рэпера в США, потом в Германии и Бразилии. Теперь - и в России. Схема та же: мальчик или девочка забираются повыше, принимают позу Иисуса, раскидывают руки, замирают под трек рэпера. Снизу все снимается на телефон.
АДРЕНАЛИН В ОБМЕН НА ЛАЙК
Западные интернет-тренды попадают в российскую подростковую среду с той же скоростью, с какой загружается короткое видео в «ТикТок». Не нужны субтитры и переводчики. Все работает на уровне эмоций, картинки и стремления быть в теме. А если западные тренды сопровождаются раскрученной медийной картинкой, их хочется еще и повторить. Что и делают российские подростки. Забираются даже на знаки, установленные над трассами или на перегонных мостах. Без эксцессов не обходится. Были случаи, когда школьники срывались с конструкции и попадали в больницу с сотрясением и переломами. Другие цеплялись одеждой за конструкцию и повисали на ней. Третьи падали на землю вместе со знаком и получали травмы.
В Подмосковье водители уже начали жаловаться в ГИБДД на «живые знаки», мешающие обзору. Еще бы! Едешь себе ночью и вдруг видишь на указателе, установленном на повороте, ребенка в неожиданной, мягко говоря, позе. Потерять управление в такой ситуации - раз плюнуть.
На видео с «распятыми» на дорожных знаках юнцами уже отреагировало православное движение «Сорок сороков». Общественники считают, что со стороны подростков такая форма самовыражения - издевательство над христианской символикой, оскорбляющее чувства верующих.
По мнению психологов, новый флешмоб - не религиозный протест, не акт сознательного эпатажа, не бунт против Бога. Они полагают, что речь о бунте против пустоты.
- Неуважение к верующим — это серьезно, но не менее важно понять тех, кто только ищет себя и делает это на грани, - говорит семейный психолог Наталья Рогова. - Для подростков самое страшное - быть незаметными. Они хотят быть увиденными. Через тело, через опасный трюк, подросток словно кричит: «Я есть! Посмотрите на меня!» Чем ярче образ, тем сильнее эффект. Ролик с «распятием» на знаке, который соберет сотни комментариев и просмотров, становится той самой «похвалой», которой им не хватает в реальной жизни.
НЕ ЗАПРЕЩАТЬ, А ПРЕДЛАГАТЬ
Все взрослые, когда были детьми и подростками, искали, где поймать драйв. Но в советские времена была система - кружки, секции, тренировки, поездки в лагеря, выезды с классом. И все это без каких-то сумасшедших финансовых затрат. Детвора прыгала с тарзанки в реку, лазала по деревьям, гоняла на великах и получала порцию адреналина без необходимости бегать между машинами на слабо или зависать в позе Христа.
- Дети не хотят просто «не делать глупости», - продолжает психолог. - Они хотят делать что-то. Им нужно пространство - физическое и смысловое. И по-настоящему доступное. Но сегодня экскурсия на пару дней - 10-15 тысяч на одного. Хорошая секция - от 4 тысяч в месяц в регионах, а в Москве - все 10. Летние лагеря, которые остались, стоят почти как заграничный курорт. Остается интернет, в котором все сидят от скуки и одиночества. У российских подростков сегодня мало образцов для подражания, ярких героев или даже трендов, которые идут изнутри нашей культуры. Все интересное и «движовое» приходит с Запада, и в отсутствие других конструктивных ориентиров дети хватаются за то, что громче и ближе. Не потому, что оно лучше, а потому, что оно есть и оформлено в визуальный и эмоциональный язык, понятный молодежи. В интернете дети ищут внимания, признания и реакции, а за лайк готовы на все. Даже повисеть у шоссе на «кресте» из алюминия.
Запрещать молодежи что-то, ограничивать ее - не выход. Подростки не терпят пустоты и тут же заполнят ее. Помните выражение «Если критикуешь - предлагай!»? Если вы что-то хотите запретить, то предложите, чем заполнить образовавшуюся пустоту. Молодежные организации, блогеры, школы и медиа могут запускать альтернативные флешмобы, связанные с творчеством, спортом, юмором, креативом. Это требует усилий. Но лучше уж подросток «подвесит» себя на канате на скалодроме, чем на знаке у трассы. Можно создавать молодежные медиа-проекты, где ребята будут выпускать свои видео, делать интервью, снимать подкасты. Им это интересно, но часто они просто не знают, что могут.
Если мы хотим, чтобы наши дети не висели на знаках, давайте сначала повесим на видное место внимание, поддержку, примеры и смысл. Запад не виноват в том, что наши дети ищут ответы у него. Виноваты мы, что не предложили им своих.
Елена Хакимова
Фото: Социальные сети.