Катастрофа лайнера А321 в Египте, унесшая жизни 224 человек, остается самой крупной в истории российской гражданской авиации. Что стало ее причиной?

Лайнер Airbus А321 российской компании «Когалымавиа» вылетел из египетского Шарм-эль-Шейха в 6 часов 51 минуту по московскому времени. В Санкт-Петербурге он должен был приземлиться в начале первого дня. Но не приземлился...
...Отдыхать в Египет люди летели целыми семьями, поэтому в списке погибших очень много одинаковых фамилий.
Утром 31 октября в новостях творится настоящая вакханалия. Экстренные сообщения следуют одно за другим и чаще всего противоречат друг другу.
Около полудня возглавляющий правительственный комитет по расследованию причин катастрофы Айман эль-Мокадем говорит о том, что от пилотов поступило сообщение о технических неисправностях и они запросили аварийную посадку в Каире.
Уже через несколько часов эта новость была опровергнута. Министр гражданской авиации Хоссам Камел заявил на пресс-конференции, что до самой катастрофы связь с российским самолетом и диспетчерами не указывала ни на какую аварийную ситуацию, самолет просто внезапно исчез с экранов радаров.
Репортеры знают: самой верной обычно бывает самая первая информация, переданная задолго до того, как кому-то понадобилось скрыть факт поломки лайнера. Было ли это руководство «Когалымавиа» или кто-то еще пытался увести общественное мнение в сторону от самой вероятной версии?
Иностранные издания после 10 часов утра сообщают об обнаружении обломков лайнера на Синайском полуострове. Российские агентства передают: «Исчез с экранов радаров», «потеряна связь». Такие осторожные фразы произносит представитель Росавиации Сергей Извольский. Ситуация прояснилась, только когда премьер Египта официально сообщил, что самолет потерпел крушение, его обломки найдены и надеяться уже не на что.
ТЕМНОЕ ПРОШЛОЕ «КОГАЛЫМАВИА»
Авиакомпания «Когалымавиа» была создана в 1993 году на обломках «Аэрофлота». Много лет она обслуживала нефтяников на Севере. Правда, полеты тогда компания осуществляла не на самолетах, а на вертолетах.
С годами предприятие разрослось, перейдя на чартерные рейсы. Известность «Когалымавиа» приобрела после того, как прямо на взлете загорелся ее самолет. Это произошло 1 января 2011 года в Сургуте. Ту-154 готовился к вылету в Москву. Казалось бы, все шло в штатном режиме: камеры наблюдения зафиксировали, как к борту подъехал автобус с пассажирами, они поднялись в салон. Тягач привычно отбуксировал машину на рулежку. Последняя проверка готовности к взлету...
...Взрыв раздался неожиданно. Буквально за несколько минут самолет охватил огонь. Люди задыхались, пытаясь пробиться к аварийным выходам, подход к которым вдруг оказался завален каким-то грузом. Примчавшиеся к месту происшествия спасатели обнаружили едва живых пассажиров.
В середине ноября 2001 года, когда при неудачной посадке в Каире авиалайнер, в то время эксплуатировавшийся «Ближневосточными авиалиниями», задрал слишком высоко нос и хвостовой частью ударил по дорожке. Отмечается, что удар получился очень сильным и нанес значительный ущерб самолету. Его отремонтировали и тщательно проверяли в ходе последующих осмотров. Однако существует опасение, что оставался дефект системы, обеспечивающей герметизацию кабины пилотов.
Таким образом, «Когалымавиа» достался битый, изношенный ближневосточной песчаной пылью, одряхлевший самолет.
В 2012 году Росавиация взялась за компанию всерьез. Рассматривался вопрос о лишении этого перевозчика сертификата эксплуатанта. Тогда конфликт разгорелся из-за требования экспертов поставить на самолеты счетчики для индикации обледенения. Владельцы самолетов указание выполнили, но позже обратились с иском к Росавиации. Они рассчитывали на возмещение убытков, понесенных от приобретения и установки нового оборудования. Истцы добрались даже до Верховного суда, но дело в итоге проиграли.
В том же году компания была переименована в Metrojet. Смена названия и юридического лица произошла сразу после того, как Росавиация собралась отзывать у компании лицензию. Таким образом, предприятие просуществовало три года, а в нынешнем марте опять стало называться «Когалымавиа».
Интересно, что генеральный директор авиакомпании Сергей Мордвинцев уволился ровно за неделю до катастрофы. Раньше он руководил ОАО «Авиакомпания «Самара». В 2009 году это предприятие было ликвидировано, оставив за собой многочисленные долги различным аэропортам. Их накопилось так много, что самолеты «Самары» на земле просто отказывались обслуживать, рейсы постоянно задерживались, и это вызывало жалобы пассажиров.
ПОЛЕТ С РИСКОМ ДЛЯ ЖИЗНИ
Разбившийся Airbus А321 эксплуатировался уже больше 18 лет. Специалисты говорят, что при серьезном отношении к технике это не критический срок. Но самолет, судя по всему, был окончательно «убитый». До того как в 2012 году он попал в Россию, лайнер успел полетать в Ливане и Турции.
Заслуженный летчик-испытатель СССР Магомет Толбоев считает, что маленькие небогатые авиакомпании вынуждены покупать разную рухлядь, непригодную к работе в российских условиях.
Самолет был построен во Франции, но где он эксплуатировался потом? Обычно на российский рынок попадают старые самолеты, которые раньше летали в Бразилии, Турции, Индонезии. Но для сурового российского климата они просто не подходят», - говорит Толбоев.
Уже в первые часы после катастрофы появились сообщения о том, что экипаж разбившегося самолета несколько раз жаловался сотрудникам наземных служб в аэропорту Шарм-эль-Шейха на неполадки в двигателе.
Это же подтверждает бывшая жена второго пилота А321 Сергея Трухачева.
«Старшая дочь с ним созванивалась перед тем, как он улетел. Жаловался перед полетом, что техническое состояние самолета оставляло желать лучшего», - заявила журналистам Наталья Трухачева.
Представитель команды египетских авиатехников сказал журналистам, что за три месяца до трагедии командир этого же лайнера вынужден был прервать взлет из-за системной ошибки. Самолет уже разогнался на взлетной полосе, но затем затормозил - экипаж решил не рисковать.
Уже известно, что расшифровкой черных ящиков будут заниматься Египет и Россия. Но эксперты говорят, что нашу страну могут потеснить во время следствия другие государства.
«Согласно международному праву, расследованием авиакатастрофы должен заняться Египет, однако, скорее всего, он попросит о помощи Францию, где был построен Airbus. Это нормальная практика, когда в расследовании участвует страна-изготовитель. Там уже есть команда, готовая приступить к работе. Третьей страной должна стать Ирландия, где самолет был зарегистрирован», - заявил британский авиаэксперт Саймон Митчелл.
А это значит, что интрига с расследованием катастрофы только начинается.
Наталья Пуртова, Николай Иванов
Фото РИА «НОВОСТИ»
КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР
Глава Минтранса Максим Соколов доложил президенту Владимиру Путину о первых выводах правительственной комиссии.
«Вчера мы работали на месте катастрофы. Визуальным наблюдением было установлено, что самолет через 23 минуты штатного полета разрушился в небе и его обломки находятся на территории примерно 20 кв. километров», - сказал Соколов.
Также телеканал «Аль-Арабия» сообщил, ссылаясь на предварительные данные анализа бортовых самописцев, что командир лайнера А321 не подавал сигнал бедствия.
Официальный представитель СК Владимир Маркин заявил, что у следствия нет приоритетной версии случившегося. Между тем эксперты говорят о возможной причине катастрофы.
Замгендиректора «Когалымавиа» Виктор Юнг сообщил, что экипаж не докладывал об аварийной ситуации на борту. Единственной причиной разрушения стало механическое воздействие в воздухе. В то же время источник в комиссии Египта на основе первых данных черного ящика заявил, что полученные данные говорят о том, что разбившийся самолет не подвергался внешнему воздействию.
Прежде чем исчезнуть с экранов радаров, самолет начал резко терять высоту и скорость. Такая ситуация возможна, если остановились оба двигателя. Причиной могли послужить плохое топливо или отказ электроники.
Рассматривается обледенение самолета после набора высоты 9 тыс. метров. Впрочем, некоторые эксперты утверждают, что в этом регионе нет условий для появления ледяной корки на корпусе.
Ошибка экипажа. До расшифровки черных ящиков никто не может сказать, в чем она заключалась. Авиакомпания утверждает, что пилоты были настоящими профессионалами. Командир самолета в прошлом военный летчик. Его общий налет составлял почти 12 тыс. часов, что считается хорошим показателем.