Совместно с Минкомсвязи и Федеральной таможенной службой компания разрабатывает план перевода всех своих отделений на новый режим работы. В условиях, когда 70% из 42 тысяч отделений ФГУП убыточны, а в 65% корреспонденция сортируется вручную, в глобальные перемены никто не верит. И как верить, если во многих регионах страны почту до сих пор доставляют адресатам на кобылах и велосипедах?
Заявление замминистра связи Михаила Евраева о переходе отделений “Почты России” на круглосуточный режим работы для почтальона Раисы Бареевой из села Поповка Белгородской области - событие из какой-то другой жизни. Слова о модернизации инфраструктуры, автоматизации сортировочных центров и замене автомобильного парка диссонируют с ее буднями. Почтальон Бареева, работающая в отделении связи уже 15 лет, все эти годы разбирает письма, переводы, пенсии вручную и разносит их по деревням в десятикилограммовой сумке на плече. Без автопарка - на ногах - она “наматывает” по 14 километров в день.
Около трех лет назад Раисе Дмитриевне выдали велосипед. Дескать, с ним будет быстрее и проще. “А в дождь такая техника травмоопасна. Однажды поднималась на велосипеде в горку, а она скользкая, - вспоминает Бареева. - Упала, сломала руку. Пешком, скажу вам, сохраннее будет... Нас в отделении три почтальона. Никаких машин нет. И охраны нет. Носим пенсии - рискуем. Уже и нападения были. Так что новый режим ФГУП - это не про нас”.
И не про почтовое отделение села Ивово Белгородской области, где корреспонденцию много лет подряд развозит лошадь по кличке Марго.
В Башкирии подобных “транспортных средств” более 200. Многие здешние Печкины передвигаются по региону на кобылах. Ничего надежнее и дешевле не нашлось. По словам башкирских почтальонов, основная масса отделений связи в республике, как и в целом по стране, убыточна. Затраты, которые несет почта, компенсируются государством не более чем на 50%. Закон о почтовой службе Госдума РФ не принимает - российские почтовики ждут его шесть лет.
С чем ФГУП собирается переходить на круглосуточный режим? По словам замминистра связи Михаила Евраева, к 2018 году “Почта России” сократит сроки пересылки писем до двух дней в пределах населенного пункта (сейчас семь дней), до пяти дней между городами (сейчас десять дней) и до десяти дней между любыми населенными пунктами (сейчас 40 дней). Внедрит системы электронного реагирования и обновит технику.
Видимо, нынешняя закупка 269 велосипедов в Санкт-Петербурге для нужд “Почты России” и есть пример грандиозного обновления.
А что Москва? Разве она готова к переходу на новый режим работы? Если судить по очередям, например в почтовых отделениях Коптева, по нерасторопности их сотрудников и по тому, как часто ломаются их компьютеры, до круглосуточного обслуживания клиенты не дотянут.
Из-за многочисленных скандалов с “Почтой России” люди стараются не связываться с отделениями ФГУП. То почтовики нарушают сроки пересылки корреспонденций и прокуратура находит в столичных аэропортах сотни тонн необработанных посылок. То теряют или выбрасывают мешки с недоставленными письмами, как случилось месяц назад в Пскове.
А теперь все это будет происходить круглосуточно? На какие глобальные перемены рассчитывает Минкомсвязи в альянсе с “Почтой России”? На какой почве они планируют взращивать “город-сад” и на что думают опираться? На башкирских, орловских и липецких кобыл и питерских, белгородских бабушек на великах?
Анна Бессарабова