Образование
17894

В вузах некому учиться

В вузах некому учиться

Проходной балл ЕГЭ для поступления на бюджет снизился впервые за 10 лет, количество бесплатных мест выросло, но эксперты говорят, что учиться все равно некому.

ТРОЕЧНИКИ В АУДИТОРИЯХ

Высшая школа экономики выпустила доклад, в котором утверждается, что в 2021 году впервые за последние годы остановился рост требований к качеству образования будущих студентов. Теперь в учебных аудиториях может оказаться бывший троечник или даже недоучившийся двоечник. Берут практически всех - администрациям важно заполнить аудитории.

До сих пор средний проходной балл ЕГЭ постоянно рос: в 2015 году он составлял 66,1, а в 2020-м поднялся до 70,8, поэтому поступить на бюджетные места могли только действительно хорошо подготовленные школьники. Но в 2021-м случилось непредвиденное: требования к абитуриентам стали снижаться. Для того чтобы стать студентом, требовалось набрать всего 70,3 балла. Это характерно в первую очередь для региональных университетов и институтов. Там требуемые баллы сползли с 67,5 до 66,9. Авторы исследования утверждают: такие изменения связаны с тем, что в прошлом году выделено больше бюджетных мест, поэтому пополнить ряды студентов смогли даже те, у кого раньше не было ни единого шанса получить высшее образование. Почти 19% абитуриентов поступили на бюджет, имея от 56 баллов и ниже. По старой советской системе это равняется в лучшем случае нетвердой тройке.

При этом эксперты уверяют, что учиться в региональных вузах некому даже на бюджетных местах. Проблема заключается в том, что увеличение числа бесплатных квот проходит в первую очередь на социально значимые специальности - врачей, инженеров, педагогов. Но осваивать эти профессии молодежь не желает. «В региональные вузы поступает обычно выпуск региональных же школ, но этот выпуск не обеспечивает нужного количества абитуриентов для того, чтобы заполнить выделенные дополнительно бюджетные места», - утверждает автор проекта «За возрождение образования» Александр Иванов. Он же считает, что речь идет о проблемах планирования - места дали, но кто на них учиться будет, не подумали.

По этой причине в прошлом году в вузы принимали практически всех, невзирая на количество баллов. «Берут всех подряд, больше половины необучаемых ребят, которые ничего из школы не вынесли. Сдать разрешили даже на выбор информатику вместо физики, химии, и с этим набором - пожалуйста, куда угодно. Но желающих идти на эти специальности нет, потому что окончишь, а где и кем работать и сколько получать будешь? Отучиться после 11 классов четыре года в бакалавриате, а потом стать никем?» - продолжает Александр Иванов.

СОВЕРШЕНСТВУЕМСЯ ДО БЕСКОНЕЧНОСТИ?

Между тем в правительстве идут споры о том, нужно ли высшее образование вообще и как оно должно выглядеть. Премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что в стране надо вводить непрерывное обучение. «Еще одна важная часть нашей работы касается развития кад­рового потенциала. Список востребованных профессий постоянно обновляется, поэтому непрерывное обучение становится главным трендом современного образования», - сказал он участникам Гайдаровского форума.

Сегодня сторонники подобной модели утверждают, что учеба не заканчивается с получением диплома, а должна продолжаться всю жизнь. Специалисты обязаны совершенствовать свои знания и навыки, следить за исследованиями и новыми разработками. Концепция непрерывного обучения заключается в том, чтобы после окончания учебного заведения продолжать развиваться, посещать специальные курсы, так как полученные знания быстро устаревают.

Противники новой концепции считают, что под понятием «непрерывное обучение» подразумевается полное упразднение высшего образования. Сейчас человек, получивший диплом, может сказать, что он является специалистом. Реформы поменяют эту систему: работник все время должен будет подтверждать, что он что-то умеет, а для этого каждый год проходить различные обучающие программы. Вместо дипломов появятся некие портфолио, в которых будут указываться навыки и компетенции, заменяя знания и квалификацию. Пока представители этих двух лагерей отчаянно спорят, в выигрыше остаются бизнесмены, расширяя рынок образовательных услуг. Впрочем, в этом есть польза: бывшие троечники, поступившие в вузы по причине недобора студентов, всегда смогут наверстать упущенное на курсах профессиональной подготовки.

Наталья Владимирова.

Фото: ADOBESTOCK

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.