По информации Минпросвещения, в 2025 году квота на бюджетное целевое обучение в педвузах была выбрана только на 27,4%.
То есть лишь 7,4% будущих учителей захотели учиться и иметь соцподдержку за счет бюджета. Хотя в прошлом году таких желающих было еще меньше - 5,6%. Следовательно, популярность профессии явно падает.
В качестве причин этого эксперты указывают на несколько факторов: сложные условия работы, низкие зарплаты, некомфортная атмосфера в коллективах как отголоски общей атмосферы в обществе. Именно поэтому у соискателей популярностью пользуются альтернативные варианты: удаленка, курьерские услуги, ИП...
Перед Министерством просвещения государство, столкнувшееся в последние годы с острым дефицитом учителей средних школ, поставило задачу вернуть педагогов в классы, что вызвало у клерков отрасли всплеск креатива. Однако задача оказалась весьма непростой, что и заставило Минпросвещения обратиться к советскому опыту работы с выпускниками - системе распределения. В модернизированном варианте.
Теперь те, кто поступает в педвуз на бюджет, должны будут заключить трехсторонний договор с вузом и работодателем и, получив диплом, отправиться трудиться в то учебное заведение, которое было указано в договоре. На три года. При этом работодатель должен гарантировать студенту социальную поддержку в виде стипендии и жилья.
Если же условия договора не выполняются, то провинившейся стороне предстоит возместить стоимость обучения плюс выплатить штраф чуть ли не в двойном размере стоимости обучения. Законопроект, предполагающий такие условия получения диплома, Госдума приняла еще в начале осени, и сразу обозначилась тенденция - бегство от профессии усилилось, как и прогнозировали эксперты.
«Главная проблема - долгосрочный характер отношений, - утверждает директор проекта Дирекции приоритетных образовательных инициатив Айрат Сатдыков. - Обучение длится от четырех лет, что для современных динамичных условий экономики выходит за горизонт планирования большинства работодателей. Высокая нагрузка, невысокая оплата труда и не всегда комфортные условия работы приводят к тому, что значительная часть молодых педагогов покидает школу в первые годы после трудоустройства».
Профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина уверяет, что целевое обучение в ближайшие несколько лет «точно не станет популярным у студентов» педагогических направлений и не превратится в массовое явление.
Снова у главы Минпросвещения Сергея Кравцова проект не складывается...
Павел Максимов
Фото: АГН «Москва».









