Вы когда-нибудь задумывались, почему 100-процентный гений, который побеждал на интеллектуальных олимпиадах и экстерном окончил аспирантуру, прозябает на скучнейшей должности и едва сводит концы с концами, а троечник-разгильдяй занимает высокую должность в известной фирме, хотя он даже не сын влиятельного человека?
Как уверяет дипломированный специалист в области управления бизнесом Алина Рейзельман, многие известные личности, крупные руководители и видные политики сделали себя сами благодаря таланту налаживать связи. О том, что это - целое искусство, но ему можно научиться, психолог, экономист и просто успешная женщина рассказала «МН».
1. Есть что предложить - предлагайте. Начните поиск полезных знакомых с поиска собственных полезных навыков и предлагайте их.
Обратите внимание не только на сугубо деловые качества, но и на хобби. Человек, как и вы, влюбленный во что угодно (дайвинг, лошади, традиции масаев и др.), - ваш потенциальный бизнес-партнер.
Дело в том, что многие деловые люди страдают от нехватки искренних товарищей, а если вы оба испытываете страсть к чему-либо, превратите ее в отправную точку ваших деловых отношений.
Когда между людьми устанавливается доверие, получить заветную рекомендацию или контракт гораздо проще.
2. Не зацикливайтесь. Большая ошибка - искать полезные связи в узкой социально-деловой прослойке общества. Не путайте знакомых, которые могут вам помочь в бизнесе, с целевой аудиторией, ведь полезные связи не всегда напрямую связаны с вашей деятельностью. Также не ограничивайтесь узким возрастным, географическим или этническим диапазоном.
3. Умейте слушать. Нормальное живое общение - сегодня острая проблема. Особенно для руководителей, которые в основном общаются на работе, да и то, как правило, по рабочим вопросам и со своими коллегами. Станьте «ушами», которым можно рассказать что угодно без угрозы скандала, потери репутации и т. д.
4. Смелость города берет. Не бойтесь заводить знакомства с теми, кто старше, богаче или выше вас по социальной лестнице. Не дрожите от страха перед президентами компаний или политиками - они тоже люди, но, держась на равных, соблюдая этикет и правильную субординацию, будьте с ними вежливы. Смелость смелостью, но панибратство до добра не доведет.
5. Будьте открыты. Затрагивать только деловую сторону своей жизни неправильно, ведь ваша цель - вызвать доверие, поэтому делайте упор на сферу непрофессиональных интересов. Но подробности жизни, тем более пикантные, лучше утаить.
6. Включите фильтры. Согласно теории нетворкинга (деятельность, направленная на то, чтобы с помощью друзей и знакомых эффективно решать сложные жизненные задачи и бизнес-вопросы), чем шире ваш круг общения, тем лучше.
Но вы же не можете одинаково общаться с сотнями человек. Определите круг знакомых, которые действительно полезны, и поддерживайте с ними общение (обеды без деловых разговоров, теннис по выходным, персональные поздравления с праздниками). С остальными общайтесь радушно-вежливо: улыбка при встрече, крепкое рукопожатие.
Если ваши пути пересекутся с людьми из второй категории, вас вспомнят как приятного человека, а если не вспомнят, вы все равно ничего не потеряете.
7. Поставьте цель и действуйте практично. Найти полезные связи можно везде: на деловом приеме, тематическом тренинге, конференции, в ресторане и даже в школе ушу. Просто нужно уметь присматриваться к людям и не бояться заговорить с ними.
Задавайте вопросы и внимательно слушайте, наблюдая за глазами и реакцией собеседника. Начните с хобби, любимых писателей, музыки. Найдя точки соприкосновения и почувствовав взаимное расположение только встретившись с человеком 2-3 раза, вы поймете, полезен ли вам этот человек или продолжать общение не имеет смысла.
Елена Хакимова.