Образование
1946

Почему учителя становятся врагами школьников?

Почему учителя становятся врагами школьников?

Агрессия учеников в адрес школьных наставников - уже давно не что-то из ряда вон выходящее.

Общество, похоже, почти смирилось с этим чудовищным явлением. Подумаешь, огрызается, кроет трехэтажным матом, по-хамски ведет себя на уроке, игнорирует преподавателя!..

Удивляемся только, когда до убийства или попытки убийства учителя дело доходит, кричим: «Доколе! Как же так!» - и успокаиваемся до следующего инцидента.

Проведенное Высшей школой экономики исследование показало: каждый второй педагог получал угрозы от своих учеников, 80% учителей говорят, что школьники дразнят их, а 15% опрошенных признались, что дети били или плевали в них.

РАСПУСКАЮТ РУКИ И ЯЗЫК

Недавно 16-летний учащийся одной из московских школ пообещал женщине расправиться с ней, пригрозив убийством. Так молодой человек отреагировал на постоянные замечания классного руководителя, преподавателя обществознания и истории. В момент конфликта педагог сделала вид, что проигнорировала угрозу, но, памятуя о недавних кровавых расправах, которые учинили учащиеся в Казани и Перми, все же обратилась в полицию. Сотрудники приехали к парню домой и обнаружили в доме сейф с оружием. В нем, помимо прочего, хранилось ружье ИЖ-27 с просроченным на него разрешением. Владельцем охотничьего ружья был отец подростка...

17-летний школьник из Лесозаводска Приморского края запер учительницу в классе, преградил ей дверь партой, замахивался стулом и угрожал убить за то, что она выставила ему за полугодие тройку по английскому языку. Успокоить дебошира пытались и сама педагог, и одноклассники, но парень не скоро снизил градус агрессии. Когда опасность миновала, женщина, воспринявшая угрозы реально, обратилась с заявлением в полицию. Против подростка возбудили уголовное дело, но агрессор возместил пострадавшей моральный вред и избежал наказания.

В Ульяновске 15-летний школьник напал на учительницу математики с кухонным ножом и ранил женщину в живот за то, что та якобы специально занижала ему оценки, а в Екатеринбурге ученик подкараулил педагога по русскому языку на улице и нанес ей удар молотком по голове. Хотел ножом добить преподавательницу, поставившую ему двойку за невыученный стих, но вовремя подоспел учитель физкультуры и скрутил парня.

НА ГРАНИ НЕРВНОГО СРЫВА

Школьники, как сейчас сказали бы, тормозов не знают: матерятся, невзирая на лица, на всю громкость слушают музыку на уроках, игнорируют замечания учителей… И попробуй слово поперек скажи, сразу кричат: «Вы не имеете права!» Такова обратная сторона свобод, которые мы получили. Вот только молодежь о своих правах знает все, а об обязанностях и слушать не желает: им должны все, а они никому ничего не должны.

В советское время любая попытка нападения на учителя влекла за собой наказание по Уголовному кодексу. Тех, кто не достиг возраста уголовной ответственности, отправляли в спецшколы, ставили на учет в детской комнате милиции. Ее сотрудники вместе с представителями угрозыска посещали семьи с проверками и вели надзор за ними. Трудные подростки знали, что наказание неотвратимо в любом случае. Теперь в подразделениях полиции высокая нагрузка, руки доходят не до всех юных нарушителей, да и в школах не всегда хотят выносить сор из избы, из-за чего многое «остается за кадром». А отсутствие наказания порождает вседозволенность.

Раньше у педагогов были инструменты для работы со сложным классом, а сейчас они боятся сказать лишнее слово. При этом подростки сознательно доводят учителей до истерики и портят личные вещи, выкрикивают оскорбления. Они провоцируют учителя на то, чтобы тот сделал что-то, что не укладывается в педагогические рамки. Если они добиваются цели, педагог рискует остаться без работы за свое неподобающее поведение.

- В нашей системе образования убито слово «достоинство». Это страшно, потому что мы доверяем своих детей людям, которые потеряли внутреннюю опору, - убеждена психолог Елена Журавлева. - Чиновники общаются с директорами и учителями сверху вниз, хамский и грубый разговор с их стороны стал нормой. Учителя настолько привыкли к этому, что им порой трудно решиться даже рассказать о том, что творится у них в классе, потому что понимают - их никто не защитит.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ

Авторитет учителя, а вместе с ним и престиж этой благородной профессии рухнули ниже уровня плинтуса. Что тому виной, однозначно сказать сложно. Скорее всего, это винегрет из изменившегося качества подготовки педагогов, непомерно возросших формальных требований к ним и превращение учителей в касту обслуги. Последний факт наиболее сильно ударил по отрасли.

Эксперты считают, что корень зла кроется в формулировках закона «Об образовании» в редакции 2012 года. Согласно ему, учебные заведения за счет бюджетных средств оказывают именно «услуги в сфере образования». Из-за того, что школу опустили до учреждения, оказывающего образовательные услуги, получается, что школьник как клиент, получающий эти услуги, должен быть всегда прав.

- Разбирая школьный конфликт, некоторые родители ведут себя так, будто учитель для них - обслуживающий персонал, у которого разве что белое полотенце не перекинуто через правую руку, - с горечью признается Марина Войцеховская, 43 года проработавшая учителем, завучем и директором в московской школе. - Это неправильно. Чтобы подобных ситуаций было меньше, педагогу надо понимать, что происходит в семье ученика, но современные родители закрываются от учителей и редко идут на контакт. И еще. Наше телевидение делает все для того, чтобы пропасть между школой, детьми и родителями увеличивалась. Мы сейчас в российском масштабе пожинаем плоды государственной политики. Насилие, страх, ужас со всех экранов, из интернета, где дети проводят очень много времени, и вы хотите, чтобы они вели себя как-то иначе?..

Елена Хакимова.

Фото: ADOBESTOCK

Подпишитесь и следите за главными новостями удобным для Вас способом.

Нам важно ваше мнение!
Поделиться
Обсудить тему
Комментарии (0)