Сегодня 19 августа 2018 г., воскресенье, 06:39USD 66.87 -0.0175EUR 76.18 +0.1272
Образование

Грамотные ли в финансовом отношении российские школьники?

29 ноября 2016
hits 1842

Первое исследование финансовой грамотности учащихся было реализовано в рамках международной программы ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment).

Данная программа позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах, и оценить эффективность стратегических решений в области образования. Оценка качества образования в школе проводится по следующим основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность.

В рамках исследования PISA также проводится оценка финансовой грамотности. Главный вопрос в этой области - насколько 15-летние учащиеся готовы к принятию эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, к адаптации и использованию новых финансовых систем.

В исследовании PISA оценивается способность 15-летних учащихся получать, понимать и оценивать релевантную информацию, необходимую для принятия решений с учетом возможных финансовых последствий; высказывать информированные суждения и принимать эффективные решения относительно использования и управления деньгами; применять знания, понимание, умения и ценности при покупках и в других финансовых контекстах, а также соответствующие решения по отношению к себе, другим, обществу и окружающей среде.

В 2012 году в исследовании PISA по финансовой грамотности впервые получены ответы на следующие вопросы:

1 Каков реальный уровень финансовой грамотности российских учащихся? Отличаются ли страны по уровню финансовой грамотности учащихся?

2 Имеется ли связь финансовой грамотности с уровнем овладения математикой и читательской грамотностью?

3 Какие социально-демографические факторы определяют разные уровни овладения финансовой грамотностью?

4 Как связана финансовая грамотность с опытом обучения и опытом финансовой деятельности?

В исследовании PISA принято следующее рабочее определение финансовой грамотности:

«Финансовая грамотность представляет собой знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни».

В исследовании PISA в 2012 году приняли участие 227 образовательных учреждений из 42 субъектов Российской Федерации.

Средний результат выполнения международного теста по финансовой грамотности российскими учащимися 15-летнего возраста составил 486 баллов, средний результат по странам ОЭСР - 500 баллов. В рейтинге стран Россия заняла 10-е место среди 18 стран-участниц, расположившись между США и Францией. Результаты российских учащихся статистически значимо не отличаются от результатов группы из 6 стран (США, Франция, Словения, Испания, Хорватия и Израиль).

В большинстве стран-участниц выявлена сильная связь между результатами по финансовой грамотности и результатами по математической и читательской грамотности. Для ряда стран и экономик (Шанхай, Новая Зеландия и США) более 80% разброса результатов по финансовой грамотности объясняется результатами по математике и чтению. Для России, а также для Италии, Испании и Колумбии эта связь значительно слабее. В целом Россия показала результаты по финансовой грамотности лучше, чем ожидалось, исходя из результатов тестов PISA по математической и читательской грамотности: более 60% российских учащихся продемонстрировали более высокие результаты по финансовой грамотности, чем можно было ожидать, учитывая их результаты по математике и чтению. Полученный результат для России предполагает, что повышение уровня финансовой грамотности российских учащихся может быть достигнуто в большей степени не за счет обучения математике и чтению, а за счет других факторов.

В отличие от других направлений исследования PISA не выявлено значимых гендерных различий в финансовой грамотности учащихся практически во всех странах. Средний результат российских юношей составил 487 баллов, а девушек - 486 баллов.

При этом распределение юношей и девушек по группам с различными уровнями финансовой грамотности неравномерное. Число юношей преобладает в группах как с самыми низкими, так и с самыми высокими результатами. Число девушек преобладает в группах со средними результатами.

Важно отметить, что средний балл юношей в группе 5% учащихся с самыми низкими результатами статистически значимо ниже (322 балла), чем у девушек (341 балл). Это различие в основном объясняется более низким уровнем читательской грамотности юношей. А средний балл юношей в группе учащихся с самыми высокими результатами статистически значимо выше (624 балла), чем у девушек (617 баллов). Это различие в большей степени объясняется более высоким уровнем использования математики в незнакомом контексте, а также более обширным опытом финансовой деятельности. Эти результаты необходимо учитывать при организации индивидуальной работы с учащимися при формировании финансовой грамотности.

На формирование финансовой грамотности значительное влияние также оказывает среда, в которой расположена школа, а именно, имеется ли доступ у учащихся к различным финансовым продуктам и институтам. Как показало исследование PISA, уровень финансовой грамотности учащихся городских школ существенно выше, чем у учащихся сельских школ.

По данным ОЭСР, уровень реального доступа населения стран к финансовым продуктам сильно отличается по странам. В ряде стран с высоким уровнем доступа практически все молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет имеют счет в финансовых институтах (например, в Австралии - 97%, в Новой Зеландии - 98%). В России имеют счет только 23% молодых людей. Что касается взрослого населения в странах-участницах, то в 14 из них более 80% населения имеют счета в финансовых институтах, в России - только 45%. В исследовании показано, что существует положительная связь между процентом молодых людей и взрослого населения, имеющих доступ к финансовым продуктам, и средним баллом страны по финансовой грамотности.

Финансовая деятельность учащихся в первую очередь зависит от того, имеют ли они доступ к финансовым средствам. В исследовании изучались источники получения денег учащимися и связь получения денег из различных источников с уровнем финансовой грамотности учащихся.

Российские учащиеся имеют разнообразные источники финансовых средств, и в этом они несильно отличаются от сверстников из других стран.

Исследование PISA выявило различия в уровне финансовой грамотности 15-летних учащихся, имеющих и не имеющих финансовые средства, полученные из различных источников. Учащиеся, получающие деньги в подарок, показали более высокий уровень финансовой грамотности по сравнению с теми, кто не получает такие подарки.

Учащиеся, которые зарабатывают деньги, выполняя работу по дому или участвуя в семейном бизнесе, показали более низкий уровень финансовой грамотности по сравнению с теми, кто не получает денег за свою работу. Эти результаты выявлены с учетом социально-экономического статуса учащихся. Подобные выводы справедливы и для функциональной грамотности в области математики и чтения.

В целом результаты всех стран показали, что зарабатывание денег не связано с повышением финансовой грамотности. Эти выводы требуют дополнительного анализа и учета факторов, например, связанных с затратами на работу или количеством полученных денег.

Формирование первого опыта учащихся в управлении личными денежными средствами происходит в семье.

Приведем результаты опроса российских учащихся об их опыте ведения семейного и личного бюджета.

35% учащихся 15-летнего возраста знакомы с практикой ведения семейного бюджета. Еще 35% вообще не знают, ведется ли учет доходов и расходов в семье. Около 26% точно знают, что учет средств дома не ведется.

Доля учащихся, которые ведут учет своих личных средств, составила около трети учащихся. При этом 22% учащихся фиксируют все поступления, а еще 15% фиксируют только основные средства. Чуть больше 35% не ведут учета, но в целом знают, сколько потратили за месяц. Около 25% учета не ведут и проблемой не интересуются.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что только около трети российских 15-летних учащихся имеют некоторый опыт ведения семейного и личного бюджета.

Исследование PISA в области финансовой грамотности наглядно продемонстрировало сложности переноса в тот или иной жизненный контекст даже тех знаний, которые входят в программы курсов обществознания и экономики и изучаются в основной школе. Изучая одно теоретическое положение за другим (а именно так в подавляющем большинстве построены действующие учебники), учащиеся не в состоянии самостоятельно определить практическую значимость того или иного тематического содержания. Перевести это содержание в проблемный контекст - задача разработчиков новых школьных курсов и пособий для учащихся.

Материалы предоставлены ФГБУ ФИОКО

Коммерсантъ/FOTODOM.RU

Просмотров: 1842
Поделиться
Подписывайтесь на наш канал в Telegram! Чтобы подписаться на канал «Мир Новостей» в Telegram, достаточно пройти по ссылке https://t.me/mirnov с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.

Оставайтесь с нами. Подпишитесь на канал в Яндекс.Новости и получайте актуальные и проверенные новости.

Добавить в «Мои источники» на Яндекс.Новости



Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.

Популярное
Главу австрийского МИД раскритиковали за приглашение Путина на свадьбу
Владимир Путин получил приглашение на свадьбу министра иностранных дел Австрии Карин Кнайсль и ответил согласием. Несмотря на то, что приглашение не имеет отношения к политике, Кнайсль подверглась резкой критике. Министру даже предложили добровольно покинуть свой пост.
17 августа 2018
Володин допустил упразднение государственных пенсий
Спикер Госдумы Вячеслав Володин в рамках встречи с жителями Саратова высказался о возможном отказе от государственных пенсий. Парламентарий объяснил идею серьёзным дефицитом Пенсионного фонда.
13 августа 2018
Долгий сон ведёт к преждевременной смерти
Исследование, проведенное учеными из британского Килского университета, показало, что люди, спящие более 8 часов в сутки, наиболее подвержены риску преждевременной смерти.
12 августа 2018
Говядина может погубить человечество
Группа учёных из Университета Каира считает, что первым источником опасных и практически неуязвимых бактерий может стать говядина и прочие виды мяса, выращиваемые на фермах, где применяются антибиотики.
12 августа 2018
Учёные: жить в однокомнатной квартире вредно для здоровья
Жизнь в небольших квартирах, где жильцам не хватает личного пространства, опасна. Медики предупреждают, что проживание в «однушке» чревато не только психологическими проблемами, но и частыми респираторными заболеваниями.
13 августа 2018
Рубль резко вырос к доллару и евро
Курс российского рубля после длительного падения продемонстрировал резкий скачок. Согласно данным Московской биржи, в понедельник рубль прибавил почти 20 копеек к доллару и евро.
13 августа 2018
Загрузка...