Еще не начался ЕГЭ-2014, а Минобрнауки уже готовит всех к изменениям в ЕГЭ-2015. От очередных нововведений у учеников и их родителей начинается нервный тик, а у учителей уже нет сил возмущаться идущими по кругу реформами.
Чиновники от образования пытаются всем доказать, что совершенству нет предела, - что ни год, преподносят все новые и новые идеи по принципиальному улучшению Единого государственного экзамена. Недавно министр обрнауки Дмитрий Ливанов сообщил, что в 2015 году выпускники будут сдавать ЕГЭ не совсем так, как выпускники этого года. Одиннадцатиклассники, которым предстоит сдавать госэкзамен в будущем году, скорее всего не найдут в заданиях тестовую часть. Речь идет о так называемом блоке А, который содержит четыре варианта ответа на каждый вопрос, проходящем у учителей и школьников под кодовым названием «угадайка». Именно блок А вызывает больше всего негатива еще со времен эксперимента с ЕГЭ, начавшегося в 2001 году.
- К слову, этой части уже несколько лет нет в ЕГЭ по литературе и математике. Ее отменили за идиотичность, по другим предметам (например, по русскому) к ней научились готовить. Дети уже привыкли, - говорит учитель русского языка и литературы, член Общественного совета при Минобрнауки Сергей Волков. - Тут не только случайное угадывание было. Возникла целая технология, как выбирать правильный ответ, зная логику составителей. Наблюдал неоднократно, как дети выбирали из заданий А по русскому правильные ответы касательно небольшого текста, специально его не читая. То есть вопросы заданы к тексту, а ответить на них можно, текст не читая. Я и сам подсказывал детям, как решать быстрее тест, не вдумываясь в суть дела. Отсюда и возникало натаскивание - формирование привычки решать тесты на автомате. Без тестов типа А можно обойтись, задания из них переформулировать так, чтобы ребенок сам давал ответ, а не выбирал его из готовых, и перенести их в тесты типа В - в набор заданий, требующих краткого ответа.
По словам Сергея Волкова, он как член Общественного совета МОН задал вопросы об отмене тестов из блока А Дмитрию Ливанову и тот сказал: «Речь не идет о том, чтобы спешить и уже в 2015 году перейти к заданиям без части А по всем предметам. Саму целесообразность и сроки надо еще обсудить». Надо же! А до этого министр сообщал, что окончательные изменения, касаемые блока А, будут подготовлены к августу, чтобы к сентябрю всем были известны правила, по которым предстоит сдавать ЕГЭ в 2015 году. Когда же г-н Ливанов говорил правду и какой из вариантов его ответов верный, поди угадай...
Со следующего года, если верить чиновникам от образования, письменные ответы переведут в электронный формат. Первой в этом эксперименте примет участие информатика. Если все пройдет удачно, система распространится и на другие предметы. Учителя опасаются, что сдача на компьютере приведет к массовым подтасовкам, ведь современные технологии позволяют присоединиться к любому компьютеру удаленно: ребенок будет нажимать что угодно, а реально за него ответят знающие люди. Доказать что-либо будет невозможно.
И, наконец, обещают, что в 2015-м в ЕГЭ вернется устный экзамен. Причем его будут записывать на видео, а потом отправлять в другие регионы для оценки (видимо, чтобы она была максимально объективной). Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов так прокомментировал это нововведение: «Технология нами опробована и позволяет делать экзамен из двух частей - письменной части и устной, которая проверяет на говорение». Предполагается, что первыми в эксперименте «на говорение» будут участвовать иностранные языки, а там и другие гуманитарные предметы подтянутся. Впрочем, какой же это эксперимент? Всего лишь возвращение к некогда активно использовавшемуся формату сдачи экзаменов... Правда, немногие пока понимают, насколько объективно, а главное - кем будет оцениваться ответ ученика. Да и что оценивать - красноречие, аргументацию, причинно-следственные связи? Насколько оценка будет зависеть от субъективизма самого экзаменатора?
Итак, все идет к отмене невнятных форм тестов, возвращению сочинения (наказ на этот счет еще в 2013-м дал Владимир Путин) и устной формы экзамена. То есть, по сути, к тому, от чего Минобрнауки упрямо отказывалось последние лет десять. Самое чудовищное, что трансформации происходят так часто и так быстро, что система не успевает даже понять, где, как и почему дает сбой. Она начинает по новой форматировать то, что когда-то уже сама и отформатировала.
Чтобы осознать, что действительно работает, а что нет, нужны годы практики без потрясений. В противном случае мы так и будем то тесты отменять, сочинение вводить, то сочинение отменять, тесты возвращать. Надо остановиться и хорошо подумать, прежде чем кидаться из крайности в крайность. Иначе так и будем каждый год по весне улучшать, совершенствовать и доводить до психоза родителей, детей и учителей.
Елена Казанцева
Фото FOTOLIA.COM